Чудовищно-завораживающее зрелище — что стоит посмотреть в Центре Театрального Мастерства

#Люди
4 апреля 2018. 19:01

Прошлой осенью в Центре Театрального Мастерства прошла режиссерская лаборатория современной драматургии, по итогам которой были выбраны лучшие спектакли, вошедшие в репертуар ЦТМ. Фаворитами стали карнавальный триллер «Кодекс курильщика» и кинодрама «Пилорама+», о которой мы поговорим подробнее.

Режиссер Павел Данилов вместе с нижегородскими актерами превращает бытовую историю о неразделенной любви в чудовищное, но завораживающее зрелище. Такого театра мы раньше не видели: зрители после спектакля признавались, что далеко не сразу поняли, что же происходит перед ними на трансформированной специально для «Пилорамы+» сцене ЦТМ. Мы попытались разобраться в этом, побеседовав с актерами, занятыми в спектакле.

Александр Калугин

О создании «Пилорамы+»

По окончании работы лаборатории мы представили эскиз «Пилорамы+»: он был не в таком виде, как сейчас, но суть та же. Потом мы уже занимались доработками, то есть если говорить о разнице между эскизом и спектаклем, то последний отличается тонкостями и нюансами, есть какие-то особенно проработанные вещи.

Когда проходила лаборатория, процесс был очень спонтанным: мы дневали и ночевали здесь, а когда живешь в этом, сложно отслеживать другую, нормальную реальность. Находясь внутри, трудно сказать, что так, а что нет, что хорошо и что плохо.

Я про себя никогда не могу сказать, хороший я или плохой: для кого-то хороший, для кого-то плохой, — я не знаю, необъективен в этом вопросе.

И говоря об этом спектакле я тоже необъективен. Но какая-то работа была проделана, и все же большинство голосов зрители отдали двум спектаклям — «Кодексу курильщика» и «Пилораме+». Значит, то, что эскиз удался, — это не только наши ощущения, но и ощущения зрителя.

Я и раньше принимал участие в подобных проектах; в театре, в котором я работаю официально, проходила лаборатория — немного другая, но смысл тот же. В Москве есть куча всяких фестивалей — Территория, например. Это школа современного искусства: туда приезжают люди и две недели ходят на спектакли, посещают мастер-классы, обсуждают и ведут лекции и так далее.

 

Об особенностях жанра и реакции публики

Реакция нижегородского зрителя на «Пилораму+» — это отдельный разговор. Кто-то вообще не понимает, что происходит, потому что пытается рассматривать увиденное в рамках русского драматического театра. Но время-то идет, и эта вещь достаточно современная. А у многих старомодные взгляды, личные убеждения о том, каким должен быть театр, что вообще есть театр, а что нет. И они имеют право на существование.

Многие до сих пор говорят: если театр ничему не учит — это не театр. Либо, если нет каких-то выводов, плохой театр. Тут я не согласен, для меня театр либо возникает, либо нет в том смысле, что происходящее вызывает во мне какой-то отклик. Я далеко не всегда могу сформулировать, какой именно, но если это происходит внутри меня, значит — театр.

Другое дело — нравится или нет. Мне может что-то не нравиться, но будет сложно спорить с тем, является ли это театром. А люди, которые приходят в ЦТМ с какими-то определенными устоями, представлениями и смотрят «Пилораму+» могут быть шокированы несовпадением, поэтому говорят, что это непонятно.

 

И зритель далеко не всегда может выразить это словами: есть куча каких-то эмоций, но ты чувствуешь, что это не твое, — и ради бога! То есть, лично с моей стороны нет какого-то навязывания: «Надо смотреть „Пилораму“ обязательно, иначе горе тебе!» Нет, это личное дело каждого. Хочешь развиваться, хочешь увидеть что-то новое — смотри. А существование каких-то полярных точек зрения зависит, скорее всего, от социального положения, от того как ты рос и развивался, какие у тебя интересы в жизни, — от многого.

Если в тебе есть какие-то человеческие чувства — именно чувства, — и они в тебе обострены, то надо смотреть этот спектакль. Если этого нет и не нужно, то никто не призывает. А вообще говорили разное, я даже все не запоминал. Были отзывы по типу «что это?», «а где лозунги?», «а почему он ничему не учит?», «а что вы хотели сказать?» и так далее. Ну, каждому свое, как говорится.

Я из Екатеринбурга, где театр как явление идет на шаг впереди — подобных событий больше, и вообще в этом плане менталитет другой. Я воспитывался в очень камерном театре, и это дает свои плоды. Для меня в том, что за мной по сцене ходит объектив, ничего принципиально нового и ставящего в какое-то некомфортное положение не было.

Если я погружаюсь в свое дело, я не думаю: «Подождите, а почему человек ходит, направляя на меня линзу камеры? Зачем он меня бесит?» Если я в процессе, то отключаюсь от каких-то источников раздражения, для того чтобы освободившееся внимание направить в нужное русло. Поэтому для меня в такой форме ничего нового нет. Для кого-то, наверное, есть. Для нижегородского зрителя, который воспитан на классике и довольно консервативных представлениях о театре — безусловно. Плохо это или хорошо, никто не скажет, все субъективно. Но для меня особых сложностей не возникало.

О работе в ЦТМ

На сегодня я занят в четырех спектаклях ЦТМ. Есть моноспектакль «Мясо снегиря», наш совместный проект с режиссером Львом Харламовым. Постановка Маленького театра Александра Сучкова «А если завтра нет?». И «Пилорама+».

Еще есть спектакль «Обмен небом», в афише которого сказано, что Александр Калугин (то есть я) — режиссер. Так получилось, что я взял на себя ответственность за то, что происходит в постановке с актёрами-учениками 10-11 классов. Наверное, будет больше проектов. Поживем — увидим.

Роман Личутин

О создании «Пилорамы+»

Процесс создания «Пилорамы» действительно был достаточно напряженным, но это сделало его очень интересным. Пять дней каждый коллектив работал на результат, то есть не один режиссер привносил какие-то идеи, а каждый участник добавлял что-то свое, в результате это все собралось в единый организм, и из этого уже получился спектакль. И мне такая работа нравится гораздо больше, чем обычные рядовые прогоны.

Постановки в театре могут растягиваться во времени, и когда возникают перерывы между репетиционными днями, теряется градус. А здесь за пять дней, мне кажется, мы добились гораздо большего результата, чем если бы ставили этот спектакль месяц-два.

Очень приятный для меня процесс, очень интересный. Это был мой первый опыт участия в театральной лаборатории, и его хотелось бы повторить: очень круто, очень эмоционально, очень интенсивно, — эти «очень» можно продолжать бесконечно!

Об особенностях жанра и реакции публики

Я ни разу не видел и не читал такого (прим. ред.: как пьеса «Пилорама+»), мне было безумно интересно принять в этом участие! Сама современная драматургия, этот язык, специфическая лексика, мат, — я никогда с таким не сталкивался, и это произвело на меня сильнейшее впечатление.

Последний раз после показа прошло очень теплое, самое яркое, пожалуй, обсуждение. Обычно зритель как будто боится говорить о своих впечатлениях от спектакля. Но каждый раз мы получаем все больше новых эмоций и версий от публики, только сейчас она начинает хорошо принимать увиденное.

Конечно, все зависит от конкретного человека: кому-то это может не понравиться, а кто-то будет считать, что так и должно быть. Лично я думаю, что ни одного лишнего слова в этой пьесе нет, весь текст — в точку. И мат абсолютно оправдан и уместен в этом спектакле, потому что он приемлем для нашего времени: сейчас большинство говорит на таком языке, а уж для столяра, мне кажется, это более чем привычно.

О работе в ЦТМ

«Пилорама+» — моя первая работа в Центре Театрального Мастерства. Безусловно, хотелось бы принять участие и в других проектах.

На зрителей спектакль произвел сильнейшее впечатление. Обсуждение началось осторожно, но очень быстро развернулось в целую дискуссию о театре и жизни.

Не потому ли, что эта постановка в той или иной мере нашла отклик в каждом из нас? Боль, отчаяние, озлобленность, вина, — эти чувства, знакомые большинству, гиперболизированы здесь настолько, что становится страшно: с такой жестокостью человек уничтожает себя, не получая взаимности, которую, по его мнению, заслуживает.

«Пилорама+», как любое достойное внимания произведение искусства, не дает нам инструкций как надо и не надо жить, а помогает задаться важными вопросами и немного продвинуться в поисках ответов на них.

ПОЛИНА ЛИХТЕРОВА 

ФОТО ВАЛЕНТИНА ФЕЛЬ (ПОРТАЛ «МЕДИАЧАЙНИК»)

 

комментарии