Когда искусство выходит на улицу

#Новые
12 ноября 2015. 00:10

Как сделать заброшенное здание привлекательным для горожан и туристов? Вовсе необязательно вкладывать огромные деньги в реставрацию, хотя это, конечно же, не помешало бы. Можно подойти к делу творчески и превратить старые стены в объект искусства. Ведь есть такие достопримечательности, которых не найдёшь в туристических путеводителях, но при этом именно они формируют облик города и привлекают туристов. Для того, чтобы более подробно узнать обо всех тонкостях уличного искусства, журнал И.Л.И. взял интервью у нижегородского художника, который работает именно в этой сфере — Артёма Филатова.

sQjitZ2w5CI

Как ты начал заниматься уличным искусством?

Это произошло случайно, около 8-10 лет назад, когда я познакомился с людьми, которые представляли определенную субкультуру. В рамках этой субкультуры были разные практики, например, такие, как занятие граффити, и первые шаги к тому, чтобы что-либо делать в городском пространстве, я осуществил вместе с представителями той молодёжной культуры. Но уже более осознанные вещи, которые подразумевают расширенное понимание искусства, я стал делать в прошлом году. Вместе с Владимиром Чернышёвым мы участвовали в IV Молодёжной биеннале современного искусства в Москве. Тогда для нас это был большой и уникальный опыт. Ну а так — было несколько выставок, в которых я не только участвовал, но и занимался их организацией. Например, первая выставка уличного искусства и граффити в Нижнем Новгороде, которая называлась «Артерия», и экспериментальная выставка, которая проходила в Нижегородском Государственном Выставочном Комплексе на площади Минина под названием «Crosspoint».

Как ты сам можете охарактеризовать то, чем ты занимаешься?

Это принято называть уличным искусством, но правильнее было бы назвать «искусством в общественном пространстве». Зачастую это больше относится к нелегальной практике, и, в общем-то, многие работы, которые я делаю, не согласованы с кем-либо официально. Но я получаю согласование на достаточно простом уровне: ты приходишь на место, общаешься с жителями, пытаешься построить с ними диалог, понять, как они настроены, что они хотят, и уже в зависимости от этого делаешь ту или иную работу. Для меня, да и вообще для любого художника, который работает в общественном пространстве, важно понимать свою ответственность за то, что ты делаешь, потому что сегодня это видишь ты и ещё пара человек, а завтра рядом с этой работой пройдут сотни людей. Ты должен понимать и как-то оценивать, что ты можешь сделать и как ты можешь это сделать.

wwGCej6XYYU

Что ты можете рассказать о вашей предстоящей выставке 11 декабря?

Буквально только что мы встречались с куратором галереи, провели целый день за обсуждениями. Это первый раз, когда мы вместе с Владимиром — человеком, с которым мы создаём инсталляции, — организуем нашу собственную выставку. Это не наше участие в каком-то большом проекте, где выставляется множество других художников. На этот раз мы говорим так, как мы хотим говорить, на темы, на которые мы хотим говорить.

И что это за темы?

Мы задумали много разных технических вещей, но пока трудно представить, как они будут выглядеть в жизни. Для подготовки к этой выставке мы специально искали особенное дерево, в том числе мы заказали деревянные шпалы, которые пропитаны креозотом, то есть они пахнут как метро – их мы будем использовать для нашей инсталляции. Скоро мы отправляемся в небольшую экспедицию по заброшенным деревням, чтобы искать разные предметы для нашей выставки.

Какие, например?

Мы ищем достаточно странные вещи, которые людям кажутся совершенно незначимыми, неинтересными. А мы хотим найти нечто, что мы не можем облечь в какое-то конкретное слово, чтобы это точно обозначить. Это такая вариация предметов, которая соответствует нашему представлению. Какая-то часть инсталляции у нас уже есть, в основном это моя часть — сухоцветы, растения, которые я собирал в течение года, и они будут составлять определённую долю нашей выставки. Я не буду рассказывать об идее: это достаточно тяжело, так как концепция до сих пор проговаривается, и мы не можем до конца прийти к какому-то универсальному представлению, что же это такое. Но если говорить коротко, то мы собираемся сделать определённую модель помещения, которая может быть похожа на лабораторию Фауста или алхимика но, тем не менее, это не будет связано с реальными героями, науками или псевдонауками. Это всё-таки будет связано с тем, чем мы занимаемся вместе с Владимиром, и с нашей художественной практикой.

 

Что ты можешь рассказать о Владимире?

 

Мы работаем вместе с Владимиром в соавторстве. С прошлого года мы вместе занимаемся большими проектами: принимали участие в IV Молодёжной биеннале современного искусства, в X Европейской биеннале современного искусства “Манифеста” в Санкт-Петербурге, в биеннале уличного искусства “Артмосфера” в Москве. И в этом году мы сделали проект для выставки «Музей великих надежд» в Волго-Вятском филиале ГЦСИ «Арсенал».

Что помогает создавать картины? Как появляются идеи?

Моя художественная практика в какой-то степени опирается на цитирование уже существующих вещей. Есть определённые люди, которые были умнее и серьёзнее меня, и их произведения искусства иногда остаются неизвестны широкой публике, и мне кажется, что с помощью своих работ я могу приводить цитаты, давать ссылки на то, что они существуют, что к ним можно обращаться. Я стараюсь проводить параллели между разными вещами.

Если говорить о месте, то оно выбирается долго: нужно сначала понять, подойдёт ли туда одно или другое, нужно ли специально придумывать что-то для этого места или можно что-то найти у себя в заготовках. Но в основном нужно придумывать что-то новое, потому что каждое место уникально. Если речь об улице, то нужно понять, что это за место, кто там живёт; если это галерея — нужно понять контекст, размеры, место, тематику, понять, что за люди там проходят. Это такой ситуативный подход, и для меня он важен в первую очередь, потому что одно дело — что ты думаешь, будет ли это важно людям, другое дело — когда ты изучаешь людей и пытаешься всё-таки адаптировать какие-то свои мысли под то, что ищет аудитория.

tm9fMx8wg_E

Какие планы у тебя на будущее?

Нам предстоит открытие выставки 11 декабря в Москве в галерее «ArTwin», 10 декабря мы должны узнать, прошли ли мы в шорт-лист премии Кандинского в номинации “Молодой художник” (это одна из премий в области современного искусства в России). У нас есть идея предложить нескольким галереям организацию одного выставочного проекта, посвящённого феномену смерти и месту смерти в современной культуре. Этот проект мы задумывали ранее. Одновременно с этим Вова собирается издать книгу, посвящённую его проекту, и он очень хочет собрать полностью весь материал для этого в течение наступающей зимы. Его проект заключается в изучении заброшенных деревень, эстетики увядания, и как вообще выглядит место, оставленное человеком, и как оно заново захватывается природой. Надеюсь, что в следующем году мы продолжим фестиваль уличного искусства, который был в этом году. Возможно, он будет в каком-то другом формате, будет более социально направленным, и мы разовьём возможность соединения социальной активности и искусства в общественном пространстве еще сильнее. Также нас ждёт несколько выставок в Волго-Вятском филиале ГЦСИ «Арсенал», в первую очередь, выставка, посвященная нижегородским уличным художникам, которую курирует Анна Нистратова, занимающаяся галереей “Толк” в Нижнем Новгороде. Ещё предстоит выставка, которую курирует Алиса Савицкая, автор выставки «Музей великих надежд». С Анной у нас получилось хорошо поработать в течение двух лет. Выставка будет называться «Жизнь живых», и в ней я принимаю участие в качестве соорганизатора, и я думаю, что это будет одна из самых интересных выставок, которые мне удастся увидеть изнутри.

 

Екатерина Солдатова

комментарии