Новый царь горы: как русский рэп стал собирать стадионы

#СоциуМЫ
5 февраля 2018. 09:39

Что движет музыкальной модой? Согласно каким законам музыкальные жанры завоевывают место в сердцах и умах людей, а затем неумолимо уступают новым веяниям? На протяжении прошлого века различные стили музыки сменяли друг друга на олимпе славы. Рок также участвовал в этой, как говорят, «гонке за хайпом».

Жанр приобрел бешеную популярность в нашей стране в середине-конце восьмидесятых. Эстетика протеста и драйвовая атмосфера на концертах не давали устареть такой музыке долгое время.
Тем не менее, ситуация, в которой на сегодняшний день оказался жанр, оставляет желать лучшего. Дело в том, что у рока появился серьёзный конкурент, захвативший территории, где когда-то господствовали вышеназванные кумиры.

Урок истории

Российская музыкальная культура имеет ряд характерных черт, так как она прошла свой, особенный путь развития. Только к закату советской эпохи «железный занавес» и партийная цензура стали ослаблять хватку в отношении различных деятелей искусства.

С одной стороны, рокеров теперь ничто не сдерживало, и они могли свободно себя выражать, а с другой — большинство открытий в этой музыке уже было сделано на Западе.

В каждом жанре уже был исполнитель или группа исполнителей, которые задавали стандарт для других. К примеру, существует «большая четверка трэш-метала» (термин придуман журналистами). Она образована четырьмя наиболее коммерчески успешными и влиятельными группами жанра «трэш-метал»: «Metallica», «Megadeth», «Anthrax», «Slayer». Характерный образ одной из самых агрессивных разновидностей хэви-метала создан именно ими и нашел отражение в их самых знаменитых альбомах.

После этих записей в жанре уже трудно придумать что-то новое. Например, после выхода альбома «Master of Puppets» группы «Metallica» никто не мог превзойти группу по техничности и агрессии. То же самое происходило и других рок-направлениях. Таким образом, почти все ниши были уже заняты, и советским музыкантам оставалось только подражать заграничным группам.

Определяющая роль партии

Также нужно учитывать и то, что «железный занавес» еще недостаточно ослабил влияние, чтобы позволять отечественным деятелям искусства вырваться за границу. Поэтому сформировалась двоякая черта советской музыки этого времени: если инструментальная часть музыки была неоригинальна или напрямую «сплагиачена» у западного исполнителя, то к созданию текста прикладывали наибольшие усилия.

Возьмем, к примеру, песню «Ангельская пыль» группы «Ария», во время припева которой так и хочется затянуть «Wasting Love», что, в свою очередь, уже является припевом одноименной» песни группы «Iron Maiden».

Рука, Рок, Руки, Концерт, Металл, Рисунок, Rammstein

Именно это и стало изюминкой русского рока. Задумчивая лирика, нередко поднимавшая темы, близкие каждому человеку, будь то глобальные политические проблемы или сложности взаимоотношений между людьми.

В числе преимуществ текста на русском языке также и то, что «великий и могучий» более богат на средства художественной выразительности, чем, например, английский.

В то же время музыканты эксплуатировали тематику протеста системе, которую можно прочесть во многих песнях. Это было несомненным плюсом, так как запретные темы всегда привлекали внимание общественности.

Продвижение музыки на тот момент почти не требовалось, потому что люди сами стремились к прилавкам музыкальных магазинов, но надо сказать, что самые известные группы, такие как, например, та же «Ария», все же получали поддержку от крупных концертных и звукозаписывающих организаций.

Что получилось в итоге

На плагиат никто не обращал внимание, так как иностранные группы зачастую не могли приехать в СССР, а их записи на виниле купить было почти невозможно. К тому же русский текст зачастую доставлял даже больше удовольствия, чем иностранный, ведь в России всегда любили глубинный смысл в любом творчестве.
После распада Советского союза популярность «совкового» рока стала падать. На отечественную сцену вышли зарубежные «гиганты», которые больше сил вкладывали в музыку и обладали намного большим опытом по сравнению с их отечественными коллегами.

Также сыграло и то, что возможности жанра не бесконечны, и рано или поздно наступает ситуация, когда музыкант уже не может придумать ничего нового в своем жанре, а слушать одни и те же песни несколько альбомов подряд вряд ли кому-нибудь понравится. Тем более, когда речь идет о музыке, где уже все изобретено.

Похожее изображение

Картинки по запросу гражданская оборона

Что имеем сейчас

Сейчас у тяжелой музыки в России масса проблем. Со стороны металистов и рокеров часто слышны обвинения в сторону рэпа, который, по их мнению, «посмел все заполонить и не дает развиваться чистому и святому року». При этом они забывают, что самый любимый для них жанр не может завоевать прежнюю популярность по их собственной вине.

Очень часто в релизах молодых рок-групп наблюдаются те же тенденции: слепое подражание успешным группам западной тяжелой сцены или же копирование того, что уже было сделано отечественными музыкантами лет двадцать-сорок назад. Иными словами, в сегодняшней российской рок-музыке наблюдается тотальный застой.

Множество похожих друг на друга групп делают массу почти не отличающихся оригинальностью альбомов. И эти затраты денежных средств, а также свободного времени музыкантов вообще никак не способствуют делу популяризации рок-музыки в стране. Очень большое количество исполнителей обречены на долгие годы бесплодного творчества потому, что они начисто забывают о продвижении своего продукта в массы.

Даже в связи с появлением такого мощного инструмента рекламы, как интернет, все еще существуют толпы «творцов», которые верят, что популярность сама свалится им на головы, как в золотые для тяжелой музыки времена. Из всего вышесказанного следует один большой вывод: восьмидесятые годы давно прошли, а подход к созданию музыки у большинства современных коллективов все такой же.

Гитара, Электрогитара, Струнный Инструмент

Всегда в тренде

У куда более успешных конкурентов тяжелого жанра дела обстоят совсем по-другому. Рэп — музыка намного более простая для восприятия, чем рок. Секрет песен в этом жанре кроется в заедающих в голове мотивах, которые не освободят человека очень долгое время, даже если он просто случайно услышал песню на улице и никак не является поклонником творчества.

Также стоит помнить, что рэперы всегда в тренде. Вещи, в которые они одеты, всегда в моде, речь состоит из слов, широко употребляемых в современной молодежной среде. Артисты чутко следят за тенденциями и неуклонно им следуют. Это отчетливо прослеживается и в текстах их песен.

Тексты рок-команд никуда не годятся, ибо слишком подгоняются под стандарты сорокалетней давности. По этой же причине они не запоминаются, так как теряется их индивидуальность. Когда творчество старых коллективов стараются повторить уже в который раз, речи об индивидуальности уже и не идет.

Картинки по запросу баста олимпийский 2017

Картинки по запросу оксимирон олимпийский фото

Вершиной развития рэп-индустрии в нашей стране стал Oxxxymiron. Можно провести параллель между ним — кумиром современного поколения и героем поколения 80-х — Виктором Цоем. В то время Цой собирал стадионы, а теперь это делает Oxxxymiron. Уже этот факт говорит о многом. Приплюсуем сюда, что главное шоу школьников — «Versus Battle», а самый популярный исполнитель «Вконтакте» — «Элджей».

Пока ничто не может переломить господство рэпа в массовой культуре России и по всему миру. Пока рокеры используют методы достижения популярности, которые работали много лет назад, то ничего для них не изменится. Однако с рэпом рано или поздно тоже произойдет то же самое, что и с роком.

Уже сейчас вся рэп-индустрия в России — это сплошной плагиат, как и рок в 80-х. Поэтому скоро все ниши будут заняты, и придется рэпу подвинуться, ведь рано или поздно придет новый жанр. Возможно, какая-нибудь «Твин-волна» из «Южного парка» захватит музыкальное пространство, и уже кто-то другой будет рассуждать на тему: «почему рэп больше не тренд»? Поживем — увидим.

ДЕНИС ЖЕЛЕЗНОВ 

комментарии