«В спектаклях и кино появились его песни» — Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80 лет

#Великие
25 января 2018. 08:49

80 лет назад на свет появился человек, которого каждый знает не понаслышке — Владимир Семёнович Высоцкий — поэт, прозаик, автор песен, актер и просто человек, чье творчество многим пришлось по душе. Почти каждому жителю постсоветского пространства имя Владимира Высоцкого известно в первую очередь по его песням. Потом уже вспоминаются роли в кино и игра в театре. Тем не менее творческий путь Владимира Семёновича начался именно с него.

К юбилею великого поэта и песенника мы на основе интервью Владимира Семеновича и воспоминаний его коллег и друзей составили текст таким образом, чтобы у вас появилось ощущение, как будто каждому из вас Владимир Высоцкий вместе с современниками рассказывают о выдающейся карьере от первого лица.

Как все начиналось

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: Где-то лет с пятнадцати я ходил в кружок при МХАТе. Так получилось, что в один год получил свои первые роли и в театре, и в кино. В театре досталась роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании», а в кино я играл — да, да, — студента театрального училища. Произнёс пару фраз и даже в титры не попал.

Сначала Владимир поступил в строительный университет, где смог проучиться всего один семестр. Правда, тяга к актёрскому мастерству в итоге взяла вверх, и уже на следующий год он подаёт документы сразу в три актёрских училища.

В школу-студию МХАТ в итоге взяли, а первые роли Владимир получил в 1959 году. Будучи на четвёртом курсе, Высоцкий начинает работать в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, где играл в основном эпизодические роли. Через четыре года, после нескольких гастролей и недолгой работы в Московском театре миниатюр, приходит в театр драмы и комедии на Таганке. Именно с ним будет связана вся дальнейшая театральная судьба Высоцкого.

Актёр с гитарой

ВЫСОЦКИЙ: Если говорить о первых крупных ролях в театре, то тогда я бы начал уже с 1964 года, когда пришёл в театр на Таганке. Там роли были пока еще эпизодические, но…

ЮРИЙ ЛЮБИМОВ: …но зато публика была в восторге. В том году я сам поставил первый спектакль, и Володя сразу стал неотъемлемой частью нашей труппы. Кроме того, в спектаклях появились и его песни, первый раз — в «Десять дней, которые потрясли мир», я не смог представить чего-то более подходящего. Там же появляется тот самый Высоцкий с гитарой, понимаете?

Любимов в конце 1963 года создал свою труппу, ставшую основой того самого театра на Таганке. Высоцкий пришёл через четыре месяца и сразу активно включился в работу. Вместе с театральными постановками песни Высоцкого появляются и в фильмах. Он начинает активно сниматься, сначала в эпизодических ролях, потом — в ролях второго плана.

ВЫСОЦКИЙ: В 1969 году я снялся в историко-революционном водевиле «Опасные гастроли». Вот уж где действительно был водевиль…

ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: Я писал роль Бенгальского специально для Володи, но Госкино мне заявило — Высоцкого на роль не утверждать. Да, мне дали список, кого надо попробовать, и заявили, что Высоцкого там не будет. Но я упёрся рогами. Володю я обожал. Картина делалась ради него.

ВЫСОЦКИЙ: Ну, это, конечно, преувеличение, но в конечном итоге на роль меня взяли.

«Быть или не быть…»

В этом же году Высоцкий сыграл, пожалуй, свою самую знаменитую театральную роль — Гамлета.
Затем снова он получил роли первого плана в кино — «Четвёртый» по пьесе К. Симонова, «Плохой хороший человек» по чеховской «Дуэли». В 1978 году начались съёмки пятисерийного фильма, ставшего самой известной киноролью Владимира — «Место встречи изменить нельзя». Интересно, что во многом созданию фильма посодействовал сам Высоцкий.

Последним фильмом, где снялся Владимир, стали «Маленькие трагедии», вышедшие в 1979 году. Высоцкий снова вернулся к классике русской литературы, лихорадочно писал стихи и песни, словно пытался скорее подытожить всё, что он сделал.

Высоцким записано около 10 радиоспектаклей (в том числе — «Мартин Иден», «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом» и др.)

Владимир Семенович пробовал силы и в прозе (неоконченный «Роман о девочках», 1977). Он — автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Эдуардом Володарским, 1979). В 1979 году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь». Владимир Семёнович до самого конца жизни продолжал активную концертную деятельность, выступая в разных городах. В последние годы жизни доминирующей в его песнях темой становится исповедь.

Похороны в тайне

Высоцкий умер как раз тогда, когда в Москве проходили Олимпийские игры. О его смерти написали всего две газеты: «Вечерняя Москва» и «Советская культура»; ещё одно сообщение появилось над окошком театральной кассы: «Умер Владимир Высоцкий». Ни телевидение, ни радио, ни центральные московские газеты не сообщили о смерти артиста. Тем не менее, проводить поэта в последний путь пришли десятки тысяч человек.

ЮРИЙ ЛЮБИМОВ: Наш театр, конечно, был закрыт. Но была площадь, на которую набилось семьдесят тысяч человек, и очередь уходила вниз по улице до набережной и до Кремля. Жара была совершенно дикая, а люди закрывали зонтиками цветы, а не себя. И я посоветовал властям провезти открытый гроб, как это делается по-людски. Все, кто хочет попрощаться, попрощается. А власти хотели быстро похоронить и в этом смысле приравняли Володю к Пушкину: быстро куда-то увезти. И когда машина с телом Высоцкого, обманув нас, свернула в туннель, когда на площадь тут же пустили поливочные машины, чтобы смыть с асфальта горы цветов, когда стали выламывать портрет, который стоял в окне театра, толпа начала скандировать: «Фа-шис-ты! Фа-шис-ты! Фа-шис-ты!». После этого о смерти Высоцкого стало известно всем.

Никогда не забудем!

Как это зачастую бывает, признание к Высоцкому пришло уже после его смерти. В 1981 году был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого «Нерв», в 1988 году — сборник «Я, конечно, вернусь…». С 1988 года началась не ограниченная цензурными рамками публикация его (тут уместен повтора, как мне кажется) стихотворных и прозаических текстов, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги.

О жизни и творчестве актёра и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач. В 1989 году было принято решение открыть музей Владимира Высоцкого в Москве.

АННА ГРЕБЕННИКОВА И АЛИНА ПУХОВА

комментарии