Александр Голованов: Авиация особого назначения

#Великие
10 мая 2016. 10:14

Он родился в семье простого нижегородца и рос как все дети озорным непоседой. Даже не подозревал, что ему уготовано судьбой стать выдающейся личностью Великой Отечественной войны. Он – главный маршал авиации – Александр Евгеньевич Голованов.

Разговор в новогоднюю ночь

31 декабря 1940 года к шеф – пилоту эскадрильи особого назначения уроженцу города Нижний Новгород Александру Евгеньевичу Голованову подошел генеральный инспектор ВВС Яков Владимирович Смушкевич. «Между нами завязался разговор. Несмотря на всеобщее веселье в новогоднюю ночь, мы разговаривали об авиации. Финская кампания и операция «Халкин – Гол» выявили явную неготовность нашей бомбардировочной авиации к полетам в сложных метеорологических условиях и использовании средств радионавигации» — вспоминал Голованов в своих мемуарах.

В разговоре со Смушкевичем предлагал, что необходимо учить летный состав «слепым полетам», выводить самолет на цель и без потерь возвращаться на аэродром. Яков Владимирович, выслушав Голованова, посоветовал: «Напишите письмо Сталину. Ваши удивительные полеты во время финских событий не раз описывались товарищу Сталину непосредственными участниками и свидетелями этих полетов. Ваша записка привлечет к себе внимание…».

голованов

По совету генерального инспектора ВВС Голованов пишет: «На сегодня с каждым днем диктуется необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях и точно прилетать на цели, которые ей указаны, независимо от метеорологических условий. Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций. Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за создание и организовать соединение в 100—150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации».

Через несколько дней Голованов был приглашен в Кремль: «Предложение ваше считаем заслуживающим внимания, а вас считаем подходящим человеком для его выполнения. В этом полку нужно сосредоточить хорошие кадры и примерно через полгода развернуть его в дивизию, а через год – в корпус, через два – в армию».

«Дальнебомбардировочная авиация — есть особая авиация»

В феврале 1941 года А.Е. Голованов в звании подполковника был назначен командиром 212 – го отдельного дальнебомбардировочного полка, формируемого на самолетах ИЛ  — 4 на аэродроме в Смоленске. Александр Евгеньевич  по 16 – 20 часов готовит экипажи к полетам в сложных метеоусловиях.

Он отмечал: «Дальнебомбардировочная авиация — есть особая авиация, в подготовке летного состава имеющая мало схожего с другими видами авиации. Сказать точнее, в знании летного дела летчик ДБА должен быть на голову выше летчиков других видов авиации».

22 июня 1941 года учебный процесс прервала война. «Горел Минск, горели многие населенные пункты. Дороги были забиты войсками. Наши самолеты подвергались обстрелу из зенитных пушек. Каждый раз приходили новые сообщения. Приходилось бомбить скопления немецких войск на дорогах и переправах в разных направлениях. Напряжение давало себя знать. Люди нуждались хотя бы в коротком отдыхе, но об этом не было и речи. Летчики валились с ног. Спали прямо под плоскостями самолетов, пока подвешивали бомбы и заправляли горючим машины», – вспоминал Голованов.

500-12451-562-19об-106

В августе 1941 года Голованов назначается командиром 81 – й авиационной дивизии дальнего действия в ранге полковника. Под руководством Александра Евгеньевича она осуществляла бомбежки Берлина, Данцига, Кёнисберга. Именно дивизия Голованова так психологически давила на гражданское население Германии и словно холодный дух выглядел в глазах порабощенной Европы.

Активное участие дальнебомбардировочная авиация приняла в битве за Москву. Сложно переоценить заслугу авиации, которая как только могла, сдерживала натиск фашистов. Александр Голованов приводит следующие цифры: «С 14 -18 октября 1941 года силами дивизии было уничтожено 108 танков, 189 автомашин с пехотой и боеприпасами, 6 бензоцистерн, около 50 мотоциклов и две батареи зенитной артиллерии».

«Авиация особого назначения»

5 марта 1942 года постановлением Государственного Комитета Обороны при Ставке Верховного главнокомандования была создана Авиация дальнего действия (АДД). Командующим был назначен Александр Голованов с присвоением воинского звания – генерал – майор. Таким образом, вся дальняя авиация была сконцентрирована в руках главного командования. Не была разрозненной, а работала, как единый механизм. АДД становиться ударной силой Ставки и проводимые ее работы имеют государственные значения. Теперь работой Голованова интересовался лично Иосиф Сталин.

org_vkgx360

Однажды он вызвал его к себе и сказал, что необходимо организовать перелет через океан в Вашингтон наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. Это дело государственной важности было осуществлено благополучно благодаря действиям Голованова. На встрече между двумя державами речь шла об открытии второго фронта.

В 1943 году новый вызов для Александра Голованова. Вновь его лично вызывает Сталин и говорит: «Полетим в Тегеран, на встречу с Рузвельтом и Черчиллем и чтобы об этом никто не знал и даже не догадывался». На тот момент уже маршал авиации Голованов преступил к выполнению сверхважной задачи. Когда все было готово, Александр Евгеньевич и Сталин прибыли в Баку, а потом вылетели в Тегеран (Сталин поехал на поезде).

Все настолько четко было подготовлено, что мировое сообщество узнало о Тегеранской конференции только 7 декабря, а советская делегация вылетела из Тегерана 1 декабря. Вновь подтвердился талант руководителя Голованова.

d71e04f

Не по дням, а по часам рос авторитет АДД и его слава. Также «детище Голованова» активно продолжает участвовать на фронте. За апрель – май 1942 года АДД было доставлено войскам 300 тонн боеприпасов, 200 тонн продовольствия и около тысячи солдат и офицеров. Бомбила военные объекты на территории Румынии, Финляндии, Польши и Восточной Пруссии.

В 1943 году Александр Голованов провел реорганизацию АДД, что позволило сформировать школу ночных летчиков, было передано ряд учебных заведений и заводов, выпускающих технику для Авиации дальнего действиях. В немецких документах фигурирует запись: «В русских авиационных кругах говорят об АДД, как об институте жизни. После проведенной реорганизации потери АДД стали еще менее значительны».

16_

Александра Голованова неоднократно переправляли с одного фронта на другой. Его АДД не один раз  выручало в сложных ситуациях: обеспечение внутрисоюзной воздушной связи, летать в глубокий тыл противника, сбрасывать десант, разведчиков. Также принимала участия в великих и знаменитых операциях Великой Отечественной Войны: Сталинградская битва, Курская дуга, снятие блокады Ленинграда, операция Багратион. Благодаря точным ударом по порту Хельсинки, железнодорожному узлу и военным объектам, расположенных недалеко от столицы, вынудили капитулировать Финляндию в 1944 году.

«Главный маршал авиации»

19 августа 1944 года Александру Евгеньевичу Голованову присваивается высшее воинское звание – Главный маршал авиации. А ему в этом месяце исполнилось всего сорок лет. Такому оглушительному росту завидовал сам Георгий Жуков. Есть мнение, что Жуков вычеркивал Голованова из списков на медали. Но когда они в 50-х встретились, Александр Евгеньевич сказал: «Я не за ордена и медали воевал. Я воевал за Родину».

В настоящее время в родном городе Голованова Нижнем Новгороде в честь главного маршала и , можно сказать,  отца дальней авиации названа улица в Приокском районе.

ЕГОР ТИМОШЕНКО

комментарии