Социумы

Анатомия протеста: что такое акционизм и самые яркие представители этого направления в России

Дмитрий Жатухин

Современная повестка дня в России настолько примитивна и однообразна, что русской общественности приходиться со всех информационных ресурсов слышать одно и то же. Но бывают моменты, когда повестка словно «взрывается» и люди на некоторое время выходят из бытового анабиоза, обращают свой взор на окружающий их мир. Инициаторами подобных «взрывов» являются художники-акционисты, ставшие в нынешней России последним оплотом гражданского протеста.

Протестное искусство как новая форма выражения собственного мнения

Акционизм (action art — искусство действия) — современная форма искусства, набравшая популярность в 60-х годах XX века. Одними из наиболее знаковых представителей были венские акционисты. В то время постмодернистская реальность позволяла выстраивать новые отношения со зрителем, говорить с ним смело и жестко. Выгоняя зрителя из музейных и выставочных залов, они обращали его внимание на человеческое тело, которое с особым садизмом уродовали и подвергали насилию. Это было осмысление ужасающего опыта Второй мировой войны, где тело тоже всегда ставилось в центре экспозиции.

Венские акционисты стали первыми, кто нарушил сакральное интимное пространство между зрителем и автором произведения. Каждая их акция — большая доза психологического напряжения, моментально обволакивающего ваше сознание. Демонстрация совокуплений, истязаний, принудительных мучений, — результат протестного крика души. Всё ради коллективного взгляда на происходящее в мире и вовлечения зрителя в суть окружающих их проблем.

Гюнтер Брюс — акция «Членовредительство»

В России подобные процессы протестного искусства совершались московскими акционистами в 1990-х. Отказавшись от всеобщей апатии и безысходности, они фанатично и скрупулезно начали творить: Олег Кулик примерил на себя образ пса, передвигаясь по улице на четвереньках, огрызаясь на прохожих и даже кого-то кусая (акция «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдей Тер-Оганьян рубил топором иконы (акция «Юный безбожник»), Александр Бренер выходил на Красную площадь в боксерских перчатках и кричал «Ельцин, выходи!» (акция «Первая перчатка»), Антон Литвин развешивал на деревьях бюстгальтеры (акция «Конец соблазна»).

Они проникали в сферу бессознательного, пытались постигнуть Хаос, использовали трикстерский стёб, играли роль шутов и скоморохов карнавальной культуры. Каждый их художественный жест обнажал действительность до невыносимых пределов.

Олег Кулик — акция «Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»

Только с начала 2000-х акционизм в России получает новые качественные очертания: меньше стихийных проявлений, больше продуманных действий. Художники стали использовать все возможности акционизма, играя с его смыслами и фактурой: спланированный сюжет акции, демонстрация бессознательной стороны психики человека, его эмоций с помощью тела, жестов и поведения художника — перформанс; отсутствие заранее продуманного сценария, расчет на импровизацию в поведении исполнителей акции и на активное соучастие зрительской аудитории — хеппенинг; больше вовлеченности в процесс акции со стороны зрителей, когда арт-действо может вовсе слиться с реальностью — энвайронмент; невозможность нахождения зрителя внутри произведения, только итоговая демонстрация композиции, созданной из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов — инсталляция; искусство, где тело может выполнять роль холста, а зритель может выступать в качестве соавтора — боди-арт.

Мы составили список самых известных представителей акционизма XXI века в России:

1. Пётр Павленский — стал известен благодаря экстравагантной акции на Красной площади, приуроченной ко Дню полиции. 10 ноября 2013 года прибил свои гениталии к каменной брусчатке, изображая человеческое равнодушие к политике. На счету Павленского 7 громких акций— «Шов» (зашитый рот в поддержку Pussy Riot), «Туша» (художник обернулся в колючую проволоку против законотворческой деятельности государства), уже упомянутая выше «Фиксация» на Красной площади, «Свобода» (удары палками по горящему мусору как реконструкция Майдана), «Отделение» (отрезанная мочка уха в знак протеста против использования психиатрии в политических целях), «Угроза» (подожженная дверь здания ФСБ на Лубянке как символ терроризма со стороны спецслужб) и «Освещение» (подожжённая дверь Банка Франции с призывами к мировой революции).

Петр Павленский — акция «Угроза»

2. Pussy Riot — панк-группа, совершившая скандальную акцию 21 февраля 2012 года в московском Храме Христа Спасителя. Забравшись на амвон, акционистки (4 бывшие участницы арт-группы «Война») в течение сорока секунд приплясывали и скандировали: «Богородица, Путина прогони!». Всё было снято на камеру и выложено в Интернет. Видео вызвало большой общественный резонанс, аккумулировав ненависть и недоумение со стороны верующих по отношению к подобному выступлению в храме. Итог: 2 года по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство) получили Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич. Четвертая участница группы до сих пор скрывается от следствия.

Pussy Riot — панк-молебен в храме Христа Спасителя

3. Арт-группа «Война» — самая радикальная группировка художников-акционистов. Они дерзко и смело транслировали свои идеи через тесное соприкосновение с реальностью: устраивали оргию в Зоологическом музее в поддержку назначенного Путиным в 2008 году Дмитрия Медведева (акция «Е**сь за наследника Медвежонка»), переворачивали полицейские машины (акция «Дворцовый переворот»), разбрасывали в московском суде мадагаскарских тараканов (акция «Тараканий суд»), спроецировали с помощью лазера изображение черепа с костями на фасад Дома Правительства РФ (акция «Штурм Белого дома»).

Арт-группа «Война» — акция «Штурм Белого дома

4. Лиза Морозова — автор более 70 перформансов, показанных в России, Европе и Америке, по творческому стилю близка к сербскому мастеру перформанса Марине Абрамович. Свои перформансы, боди-арт, инсталляции Лиза Морозова демонстрирует на арт-выставках. Её художественные методы не агрессивны по сравнению с другими акционистами: антивоенный перформанс, где обнаженная Морозова с залепленными скотчем глазами пытается сбросить игрушечный танк со своей головы (перформанс «Родина-мать»), четыре красивые девушки, нежно, по-дружески обнимающие посетителей арт-выставки (перформанс «Попытка преодоления гламура»).

Лиза Морозова — перформанс «Родина-мать»

6. Катрин Ненашева — девушка, ходившая этим летом 23 дня по улицам Москвы в очках виртуальной реальности. В VR-очках она просматривала изображения и панорамные видео психоневрологических интернатов, в которых люди десятилетиями не имеют возможности выйти за границы учреждения.

Первая акция Катрин Ненашевой называлась «Не бойся», целью которой было привлечение внимания к проблемам женской посттюремной адаптации. В рамках акции Катрин ходила в тюремной робе по Москве, вместе с Надеждой Толоконниковой шила российский флаг на Болотной площади и побрила налысо голову у Кремля.

Катрин Ненашева — акция «Между здесь и там»

Вторая акция «На-казание» была посвящена теме жестокого отношения к воспитанникам детских домов. Три недели художница-акционистка носила за спиной больничную койку и в публичных местах испытывала на себе наказания, которым подвергают детей-сирот: стояла на горохе, ела соль. В финале акции она сделала лечебную перевязку мальчику-инвалиду.

Чудовищное непонятное искусство 

В существующих реалиях российское общество относится с явным пренебрежением и опаской к акционизму. Художников этого вида искусства клеймят сумасшедшими и извращенцами, юродивыми и преступниками. Но они продолжают из года в год надавливать на болевые точки общества и государства.

Акция многословнее любой книги или фильма, в режиме «здесь и сейчас» представляется весь спектр смыслов и идей, ужасов и страхов, прошлого и будущего. Пусть это искусство и похоже на чудовище, тучное, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее, все же свою задачу по охране протестного духа оно грозно и непреклонно выполняет.