Дюнкерк: новый взгляд на войну или неудавшийся эксперимент Кристофера Нолана?

#Мир
25 июля 2017. 17:45

«Когда 400 тысяч человек не смогли вернуться на родину,

родина вернулась за ними» (с)

«Дюнкерк» – новое творение от одного из самых главных и успешных режиссеров современности, Кристофера Нолана, ответственного за такие ленты, как «Начало», «Интерстеллар» и трилогию «Темный рыцарь».

Если помните, то этот фильм был в списке самых ожидаемых кинокартин 2017 года. От него все чего-то ожидали, только не понятно, что. Это точно будет другое с иным взглядом на войну. Получилось ли у именитого режиссера? Давайте разбираться.

 «Дюнкеркское чудо»

1940 год. Британское правительство планировало эвакуировать с побережья Франции и переправить домой, в Англию союзные войска французов, англичан и голландцев, насчитывающие более четырехсот тысяч человек. Но эта операция была сорвана, когда город окружили немцы.

С каждым днем они все сильнее и сильнее сжимали тиски, оставляя все меньше шансов на успешную эвакуацию. И лишь помощь обычных людей, рискнувших своими жизнями ради солдат, позволит спасти более трехсот тысяч человек. Это событие в будущем назовут «Дюнкеркским чудом».

Картинки по запросу «Дюнкеркское чудо»

Новый вызов для Кристофера Нолана

Давно понятно, что Кристофер Нолан является безупречным ремесленником, который в каждом своем фильме ищет новые подходы к кинематографу. Он не стесняется экспериментировать, пробовать себя в совершенно разных жанрах и технологиях.

Надо сказать, что Нолан со времен своей «Бессонницы», увидевшей свет в далеком 2002 году, не снимал ничего об обычных людях в обычном мире. А тут еще и военное кино на реальных событиях, территория, доселе не изведанная, не изученная режиссером.

Картинки по запросу кристофер нолан

Как на войне — выдержит не каждый

Просмотр «Дюнкерка» сможет выдержать далеко не каждый. И это ни в коем случае не упрек в сторону автора, потому что на стороне Нолана есть один очень сильный козырь – его подход к тому, как он решил показать войну.

«Дюнкерк» — это два часа чистого и непрерывного экшна, действия, драйва – называйте  как угодно. С самых первых кадров автор берет вас за шкирку, да так сильно, что перехватывает дыхание, и не отпускает до финальных титров.

Решив поделить фильм на 3 совершенно разные по времени и месту действия части, Нолан к финалу картины немыслимым образом сводит все воедино.

Похожее изображение

У автора нет времени на паузы, как, впрочем, и у солдат на войне. В этом и заключается главное преимущество «Дюнкерка» — он передает нескончаемое ощущение тревоги, страха и опасности, которые испытывает человек, постоянно находящийся под угрозой смерти.

Многие режиссеры и раньше показывали все это, но не так сильно и не так точно, как Нолан. Ему не нужно графически шокировать зрителя «мясом», кровью и грязью, как это делалСтивен Спилберг в «Спасти рядового Райана» или Мэл Гибсон в своем прошлогоднем фильме «По соображениям совести».

Для Нолана задача стоит в другом – передать все те эмоции, которые наполняют поле битвы, и показать то, что время на войне не играет абсолютно никакой роли и длится вечно, будь то день, час или неделя. И чтобы продемонстрировать все это, автор пускает в ход все инструменты, которые попадаются ему под руку: бесконечное побережье Дюнкерка с безликими солдатами, погибающими под бомбежками; минимальное количество диалогов; саундтрек Ханса Циммера, наполненный постоянным напряжением и страхом; и, конечно же, непрекращающееся действо.

Картинки по запросу дюнкерк кадрыПохожее изображениеКартинки по запросу дюнкерк кадры

Почему стоит смотреть?

После выхода «Дюнкерка», Нолан получил достаточно много критики в свою сторону. Людям не понравилось, что в погоне за реалистичным показом войны, режиссер пустил на самотек главную составляющую любого фильма – сюжет.

Только дело в том, что задумка режиссера как раз и заключаласьв той идее, что на войне нет привычных «главных героев», которые идут из точки А в точку Б, попутно расправляясь с плохими парнями как это было во времена Рэмбо. На войне есть только солдаты, которые сегодня могут выжить, стать героями и радоваться, а завтра вернуться в бой и погибнуть.

Нолан помещает своих персонажей в те условия, которые сам создал, и именно из этих условий вытекает такой сюжет. Да, он играет далеко не самую важную роль, но это объясняется рамками фильма и той задумкой, которую режиссер решил воплотить в жизнь.

«Дюнкерк» — это безукоризненное, смелое, другое военное кино. Кино, которое мог сделать только Кристофер Нолан. Кино, о котором будут говорить и спорить еще долгое время, ибо спорить здесь есть о чем. Но нельзя подвергать никакому сомнению тот факт, что у режиссера получилось полноценное и громкое высказывание в жанре военного кино, которое разговаривает со зрителем совершенно другим языком, предпочитая действия словам.

ИВАН СКОРНЯКОВ 

комментарии