«История о людях и улицах»: Нижний Новгород и его стены

#Люди
31 января 2018. 18:12

«Какую достопримечательность Нижнего Новгорода обязательно стоит показать гостю города?» Что первым делом приходит вам на ум? Кремль, Чкаловская лестница, Верхневолжская набережная, Большая Покровская, Рождественская, «Та самая шаурма на Средном» … Подойдет, пожалуй, набережная Федоровского или ярмарка. На этом стандартный «туристический минимум» и ограничивается — ну что, что еще в Нижнем такого особенного смотреть?

Однако дьявол, как известно, кроется в деталях, а душа города — там, куда не ступала нога туриста. Честный, таинственный и по-особенному обаятельный Нижний прячется в тенистых двориках и на малолюдных улицах, отпечатывается на почерневшем от времени дереве и оседает на понемногу осыпающемся кирпиче.

Уличное искусство давным-давно шагнуло за рамки субкультуры и обрело качества преображающей силы, вдыхающей новую жизнь в привычные городские ландшафты. О том, чем жив нижегородский стрит-арт сегодня и как он помогает нашему городу стать лучше — из первых уст.

Никита Nomerz, нижегородский уличный художник

О начале творческого пути

Я начал рисовать на улице более 10 лет назад. Вначале это было ближе к классическому граффити, мы собирались с друзьями и делали коллективные стенки. Позже мне захотелось больше технических и стилевых экспериментов, захотелось работать с пространством, гармонично вписывать свои работы в городскую среду, создавать более сложные и идейные работы. Все это меня и привело в русло уличного искусства.

О Нижнем Новгороде

Мне кажется, что в Нижнем люди очень открытые, могу судить об этом через призму своего дела. Рисуя на улице, я часто встречаю очень душевных прохожих, которым искренне интересно то, что я делаю. И, что самое важное, это представители совершено разных видов деятельности и возраста. А сам город очень контрастный, в нем соседствуют новые стеклянные сооружения со старыми перекошенными домиками, холмистой местностью откосов и просторной гладью Оки и Волги. Мне это очень нравится.

Фотографии Никиты Nomerz’a

О проекте «Место»

Идея проекта «Место» выросла благодаря фильму «В открытую» (снятая самим Никитой документальная лента об уличных художниках России — прим.ред.). Основой фестивальной программы была именно премьера моего документального проекта, которым я занимался последние несколько лет.

Я захотел организовать приезд в Нижний Новгород некоторых художников, принимавших участие в создании фильма. Понял, что в рамках программы также необходимо рисование на городских объектах. Все это стало обрастать дополнительными активностями в виде лекций, мастер-классов и экскурсий. Мне кажется, это важно и интересно, когда яркие представители российского уличного искусства готовы поделиться своим опытом, знанием.

Мы, организаторы, взаимодействовали с Департаментом культуры города, именно они занимались согласованием дел по городским объектам, а я сам, в свою очередь, отвечал за художественный процесс. Определенной тематики и жестких рамок для участников не было, каждый автор работал в своем стиле и делал именно то, что ему близко.

Основной целью было показать многогранность этого искусства, этой культуры, поэтому реализованы были совершенно разные работы в различных стилях и техниках: от классического граффити до объектов, сделанных из скотча, от абстракций до концептуальных работ.

Я как куратор проекта сделал все, что было в моих силах, и фестиваль получился широкоформатным и открытым — мне вообще кажется важным знакомить людей с уличным искусством, помогать разобраться во всех его хитросплетениях. Я имею некие знания в этой области и с радостью готов ими делиться!

Фотографии Кати Фирсовой

Дима Четыре, блогер, организатор экскурсий по стрит-арту

О прогулках

Вообще идея прогулок по уличному искусству возникла из предложения художника и куратора Артёма Филатова. Он однажды попросил меня провести такую экскурсию в рамках фестиваля «Новый город. Древний» в 2016 году. Тогда собралось аж 60 человек (и я до сих пор не побил этот рекорд).

Интерес горожан достаточно велик, я провожу такие прогулки примерно раз в месяц и всегда на них приходит более 20 человек. И это люди разного возраста, от подростков до пенсионеров (впрочем, не слишком старых). Да, приходят и те, кто знает, что это и те, кто только начинает узнавать. В случае со вторыми я не могу точно сказать, в чём дело — в интересе к городу (и прогулкам) или именно в желании узнать о стрит-арте.

О месте уличного искусства в городах

Стрит-арт для меня — это важная часть города. Это и история о самих людях (авторы выражают себя в работах) и об улицах (то, как люди используют улицы), и о городе (многие художники касаются в работах локальных тем). Город, где есть уличное искусство (да даже просто классическое граффити) на порядок лучше, чем город, в котором этого нет — я вижу прямую зависимость.

Когда на поезде приезжаешь в какой-нибудь город и видишь длинные бетонные заборы с бесконечными граффити — ты точно приехал туда, где есть жизнь. Причём чем качественнее работы на этих заборах, тем более развит город. Это не прям уж такое правило, но моё наблюдение. А города, где с уличным искусством власти ведут войну, плохие, потому что уличное искусство — это часть уличной жизни. Чем её больше — тем приятнее улицы (и тем меньше похоже на Северную Корею или Туркмению).

О любимых работах

С любимыми работами гораздо сложнее. Наверное, проще выделить авторов. Во-первых, это, конечно, Никита Номерз. До его знаменитой башни на берегу Оки добираться долго, но стоит того. Это, пожалуй, самая известная уличная работа в городе.

Похожее изображение

Во-вторых, Андрей Оленев. Сейчас уже почти не осталось его уличных работ, так что стоит ознакомиться с ними хотя бы в интернете. В-третьих, Лена Топтунова. Она как раз из тех авторов, что ещё делают новые работы (и активнее всех, пожалуй). И они все интересные, все о чём-то говорят. Ещё есть Иван Серый, который вместе с Таней Константиновой делают серию работ, в рамках которой создают в городе комнатки с персонажами: разошедшийся по сети астроном и относительно недавняя комната с бабушкой (правда такие работы не живут долго). Плюс есть Яков Хорев, Артём Филатов (сейчас делает уличные работы гораздо реже), ну и всё, наверное. А, команда Той, конечно же.

Об эволюции уличного искусства

Сейчас стрит-арт если не умирает, то точно завис в одной точке. Если года 3-4 назад можно было назвать десяток уличных художников, которые делают что-то регулярно, то сейчас вряд ли больше 5 активных (которые делают хотя бы больше 1 уличной работы в сезон). С качественной точки зрения уличное искусство, конечно, эволюционирует, как и сами художники. Многие уличные работы не менее качественно и интересно сделаны, чем те, что можно встретить в галереях и музеях.

Вообще грань между уличным искусством и галерейным стирается, большинство художников с улицы уходят в студийное-галерейное-музейное направление. С точки зрения эволюции искусства и роста художников — это прекрасно, с точки зрения города (а я смотрю больше с этой точки) это, конечно, весомая потеря.

Ульяна Горбунова, сотрудник галереи уличного искусства «Толк»

Фото: Ульяна Горбунова

О знакомстве со стрит-артом и отношении к улице

В круг ребят, которые занимаются уличным искусством, меня привёл Федя из Muddlehood. Мы с ним познакомились, потому что раньше он тоже занимался плёночной фотографией, как и я. Стали общаться, много гуляли по городу, он рассказывал всякое (улыбается). Это был очень важный момент для меня вообще: я поняла, что улица — это не какой-то коридор, по которому ты идёшь с работы домой или в магазин.

Улица — такой же дом, где есть своя жизнь, есть порядок или беспорядок, есть соседи, растут цветы или что-то ломается. В общем, я поняла, что улица вообще ЕСТЬ. И там можно что-то делать.

Этим летом мы с хорошими ребятами, например, посадили цветы на Рождественской — просто так, бесплатно, сами. Копали, разбирали мусор, сажали, поливали, пололи, колотили ящики для цветов — просто чтобы сделать кусок улицы более живым. Мне близки такие вмешательства в уличную жизнь, потому что обычно все ждут «инициатив сверху», «финансирования» и т.п., а многое можно сделать своими руками. И для меня именно это и есть главное.

Может быть, просто уличное искусство помогает это лучше понять, не знаю. Не сделали клумбу — купил цветов, да и посадил. Мусор набросали — ну выйди собери (ну и ещё можно в ЖЭК написать потом). Увидел картинку на стене — взбесился — купил краску — закрасил. Флаг в руки!

О галерее «Толк»

В Толк попала практически случайно. Увольнялась с предыдущей работы и искала новую, но такую, чтоб можно было немного передохнуть. Я до этого работала преподавателем английского больше трёх лет, и мне хотелось чего-то менее напряжённого. А тут знакомые ребята искали смотрителя, эдакую бабушку в галерею — как раз то, что мне нужно. Поначалу я правда просто следила за порядком и встречала гостей галереи, но довольно быстро стала делать всё больше и больше. Не умею ничего не делать (улыбается).
Помогала на монтаже выставок, координировала открытия, писала тексты, делала рассылки, привлекала новых людей в галерею, устраивала мероприятия.

Сложно выделить одно мероприятие или выставку, но, наверное, одной из самых эффектных была выставка московского уличного художника Жени 0331с.

В галерее был установлен большой куб — как зал внутри зала — в котором были установлены диаскопы с плёночными кадрами. Так вот, на открытии выставки внутри этого куба выступала группа «Электрощит», а на закрытии мы сделали там же концерт нижегородцев «иллинойз». Сняли часть диаскопов, чтобы гости могли заглянуть внутрь конструкции и увидеть музыкантов. Наверное, это самое любимое событие.

О посетителях и понимании

Рядовой посетитель «Толка» — это хипстер, наверное. Это скучно. Гораздо интереснее было встречать тех, кто вообще случайно первый раз пришёл; такие люди часто вообще не знали ничего об искусстве дальше Шишкина. Я сама, кстати, тоже полный профан в этом деле, и никогда не скрывала этого. Но мне нравилось ходить с людьми по выставке и постепенно давать им понять, что, если им не нравится — это нормально. Ну или если нравится — тоже.

Сейчас к выставочным объектам часто прилагаются огромные тексты-экспликации, которые скажут, что, как и в какой момент вам надо почувствовать, когда вы смотрите на работу, а мне интересны первичные ощущения и восприятие. Придумать умный текст, где будет сказано, что вот эта неведомая хрень — ключ к мирозданию, всегда можно.

О галереях и коммерческом стрит-арте

Я думаю, что когда уличный художник создаёт работы для галереи, в этом нет ни плохого, ни хорошего. Это просто движение в сторону, каким бы оно ни было. Есть те, кто просто начинает так зарабатывать — и уходит полностью в коммерцию. Ну и пусть уходят, это нормально. Есть кто-то, кто просто пробует новые формы — не понимаю, почему это так бесит некоторых художников. Мне нравится, когда люди пробуют новое, делают новое, видят, узнают. Это опыт, в конце концов.

А коммерция всегда была и всегда будет. Меня этот вопрос интересует мало; я рада, если хорошие работы хороших ребят продаются — деньги всегда нужны. Но в целом эта сфера мне не близка, потому что в основном это просто цирк для богатых людей. Здорово, если попадаются ценители, но главным образом это всё просто ярмарка тщеславия.

О популяризации уличного искусства

Популяризация уличного искусства? Не знаю. Мне кажется, что важно просто стараться делать мир вокруг себя чуть лучше. Нужно до людей именно эту мысль доносить. Показывать людям красивое или смешное, сложное, простое, классическое и непонятное — всё, чтоб люди учились видеть и мнение своё составлять.
О любимых работах

Мне нравились «Одуванчики» на Ульянова (их кто-то снял в 2015 году, когда у нас выставка коллектива проходила, успели сфотографировать работу — и она, кажется, почти сразу пропала с дома). Ещё нравится «Свадьба» команды «ТОЙ» на Почайне — не знаю, почему. Она дурацкая, смешная и очень подходит этому месту. А если честно, мне не так много работ нравится, как можно подумать.

Разные люди, разные занятия, разные мнения — о стрит-арте, талантливых художниках, галерейном формате и неравнодушных к художественному миру улиц. Всех их объединяют две большие любви: любовь к Нижнему Новгороду и любовь к уличному искусству — искренних в своем проявлении и стремлении поделиться с другими. Возможно, вы до сих пор не обращали внимания на то, о чем помимо архитектурной истории рассказывают городские стены — возможно, вам стоит сделать это прямо сейчас. И (мы уверены) ваша личная любовь к родному городу заиграет новыми красками, а вопрос «Что показать гостю города?» будет вызывать только решительную улыбку.

БЕСЕДОВАЛА КАТЯ ФИРСОВА 

комментарии