Городская среда

Как Нижегородский район стал главным культурным и деловым центром города

Валерия Константинова

История о том, как некогда маленький участок с крепостью, построенной в оборонительных целях, стал деловым, культурным и научным центром города. 

Первые поселения

В далеком 1221 году князь Георгий Всеволодович приказал построить крепость — оборонительное сооружение, способное защитить земли от нападений. Так появился Новгород, то есть «новый город». Сейчас мы видим длинные стены Кремля из красного кирпича, но первые укрепления были деревянными. Здесь город начал свою историю. 

Военные стали первыми поселенцами кремля. Позднее вокруг стали жить простые люди, надеявшиеся на защиту и укрытие здесь во время опасности.

Потерянная башня и цвета кремлевских стен

Сейчас в Кремле — 13 башен, но в XVI веке главная Дмитровская соединялась арочным мостом с 14-ой отводной башней - стрельницей. Мост 29 метров в длину и 8 в ширину проходил над рвом с водой. Башня находилась на отдельном островке.

В результате реконструкции разрушили стрельницу и засыпали ров. Нижний ярус Дмитровской башни оказался под землей. 

Кремлевские стены пережили три рождения. Сначала это были деревянные укрепления, затем каменные. Сейчас мы видим кирпичные. Кроме того, во времена Екатерины II на рубеже XVII-XVIII веков значение кремля как военного оборонительного объекта было утрачено. Поэтому при императрице кремль начал подвергаться изменениям: ров засыпали, стенные кровли убрали, сами стены перекрасили в белый цвет, а крышу в красный. 

В СССР кремль вновь поменял свой цвет: стены стали красными, а кровля зеленой.

Главные архитекторы Нижнего Новгорода

Первый план застройки города разработали в эпоху Екатерины II. После него появились улицы Большая Покровская, Алексеевская, Варварская и Рождественская. 

Николая I называют главным архитектором Нижнего Новгорода. Пребывая два в дня в городе, он внес 33 правки для улучшения обстановки в округе. Так в Нижегородском районе появились Зеленский, Похвалинский, Георгиевский и Казанский съезды, которые используются до сих пор. Построили и Александровский парк (1835 год) — первый в городе.

Верхне-Волжская набережная тоже стала одним из результатов приказов Николая I о благоустройстве города. В 1836 году откос сделали городским бульваром, выложенным булыжником, с городским Александровским садом и каменными домами по проектам лучших архитекторов.

На месте Александровского сада раньше находились Петропавловская и Пятницкая церкви. 

Космодемьянская, Маяковская и Рождественская

Вторая по значимости и красоте улица после Большой Покровской — Рождественская. 

Ее жизнь началась с историей самого города. Она во многом отражает эпоху того времени и сохраняет исторический облик. По последним данным, на Рождественской улице находится около 35 памятников архитектуры. 

Большинство зданий построено купцами в XIX веке в стиле эклектики. 

В XVII веке в центре Нижнего посада стояла церковь святых Козьмы и Демьяна, отчего и произошло название «Космодемьянская». В 1653 году купец Семен Задорин построил Рождественскую церковь. Улица переняла это название. В период СССР она была названа сначала Кооперативной, а потом Маяковской. Велась активная борьба с религиями,  и под руководством власти снесли церковь святых Козьмы и 

Демьяна и несколько других храмов. После развала СССР историческое название Рождественской вернулось и больше не менялось, но ситуация в целом ухудшилась. Повсюду висели рекламные баннеры, отлетела штукатурка —  и этим никто не занимался. Весь прежний облик был утрачен. Но в 2012 году началась активная реконструкция, улица обрела прежний красочный вид.

«Памятник алчного феодализма и царского самодержавия, свидетель жутких страниц кровавого прошлого»

Так в СССР воспринимался Нижегородский кремль. Поэтому власть решила расширить Советскую площадь (после войны стала площадью Минина и Пожарского) за счет сноса стен кремля и Дмитровской башни.  Проект расширения разработал институт «Гипорг», где Советская площадь охватывала всю территорию кремля и длилась до Дома Советов. 

При СССР большевики разрушили кафедральный Спасо-Преображенский собор, построив на его месте Дом Советов. Экспонаты из Художественного Музея были вывезены, а некоторые даже уничтожены как признаки бывшей власти. 

К сожалению или к счастью, воплощению в жизнь этой идеи помешала начавшаяся Великая Отечественная война. 

Забытый памятник регионального значения

Речь пойдет о Ромодановском вокзале, который позднее переименовали в Казанский. Московский вокзал не был единственным отправным пунктом в городе. 

Его строительство началось в 1900 году, после Всероссийской промышленно-художественной выставки. Планировалось открыть железнодорожные пути уже в 1902 году, но на год раньше произошел страшный оползень, который сдвинул план на 2 года. 

Рельсовые пути проходили по правому берегу Оки, почти у самой воды. Представьте какие ощущения испытывали пассажиры и какие виды им открывались.

Вокзал работал 70 лет, после здание занял заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. 

В 90-ые годы постройку совсем забросили, но сейчас, после реконструкции, на территории бывшего вокзала находится завод по производству пластиковых карт. 

Как казнили людей в Нижнем Новгороде

Вернемся на полтора столетия назад — в 1846 год. Страшно подумать, но на площади Горького, в районе памятника Максиму Горькому, устанавливался эшафот для публичной казни. Виновных в преступлении выводили на эшафот с табличками, на которых обозначались их деяния, наказывали плетью и клеймили. 

На фотографии легко узнается площадь Горького. Ранее она называлась площадью 1 Мая, но после установки памятника М. Горькому поменяла свое название. 

Палачей набирали из преступников, но для них предусматривались особые привилегии. Они жили в отдельной тюрьме, иногда даже со своими семьями, и им выдавали «кормовые деньги» в двойном размере. 

8 сентября 1878 года вышел приказ о том, чтобы преступников отправлять в ссылки без публичной казни. И уже в декабре того же года эшафот ушел с торгов за 70 рублей. 

Ученый центр Нижнего Новгорода

Нижегородский район не только культурный и деловой центр города, но и самый ученый район. В одном месте собрано огромное количество вузов. Проезжая на автобусе, вы встретите Воднотранспортный институт, Высшую школу экономики, НГЛУ им. Добролюбова, РГТУ им. Алексеева, корпусы медицинского института, Мининский университет. А на самой красивой улице города — Большой Покровской, находятся корпусы ННГУ им. Лобачевского. Также рядом стоит ННГАСУ. Рай для абитуриентов и студентов, ведь все это в самом центре города, куда легко добраться как на автобусах, так и на метро. 

Связь нижней и верхней части города 

Станция метро «Горьковская» стала 14 станцией нижегородского метрополитена, открытая 4 ноября 2014 года. Сейчас это единственная станция связывающая нижнюю и верхнюю часть города. Путь от «Московской» до «Горьковской» проходит по метромосту, и пассажирам открывается дивный вид на реку с двух сторон. Ветка «Автозаводской линии» имеет большое значение и активно используется. 

Самый живой район города

Нижегородский — по настоящему деловой и живой район. Люди торопятся на работу в высокие офисные здания, студенты бегут на пары в университеты, туристы ходят по музеям, ценители искусства заглядывают в театры и на концерты. Это отличное место для того, чтобы хорошо провести время в любой из многочисленных кафешек и прогуляться по красивым местам.