«Хочу, чтобы зрители увидели себя в зеркале», — интервью с режиссером Марией Лутошкиной

#Люди
27 мая 2019. 12:26

1 июня в 19:00 на Маяковке, 10 состоится премьера спектакля «Саломея». О том, как рождалась постановка, и чего ожидать зрителям, мы поговорили с режиссером Марией Лутошкиной.

Расскажите о спектакле: это балет?

Это не балет, скорее синтетический жанр. Хореография в чистом виде на открытых площадках перестает быть мне интересной. Я работаю на открытых площадках Нижнего Новгорода на протяжении четырех лет и хочу экспериментировать. Мы собрали «хулиганский» коллектив: четыре профессиональных танцовщика и двое драматических актеров.

Почему хулиганский?

Пьеса Оскара Уайльда острая, а тема провокационная. Товарищи актеры сами по себе безбашенные. Это и Артем Букарев, и Руслан Кутлыев, и Даша Ткаченко — все готовы к экспериментам и хулиганствам. Думаю, постановка получится остренькой и, возможно, неожиданной.

Почему выбор упал на Оскара Уайльда и «Саломею»?

Я отталкиваюсь от личных вопросов, которые волнуют в конкретный момент. Задаюсь и начинаю работу с постановкой, чтобы задать эти же вопросы окружающим людям через искусство. Мне любопытны ответы, хочется резонанса и отклика на то,что происходит у меня внутри. Возможно, это эгоистичных подход.

«Саломея» — это тема природы женской сущности. Ее любовь эгоистична и самозабвенна. Думаю, женщине дано быть ближе к Земле и инстинктам: она хочет обладать, поэтому даже такое светлое чувство как любовь становится деструктивным, если оказывается невзаимным.

Вас вдохновил образ Саломеи или пьеса Оскара Уайльда?

Мне близка интерпретация Оскара Уайльда: он критикует женщину, заставляя в некоторые моменты посмотреть как на чудовище. Здесь я с ним солидарна.

Саломея напоминает вам о личных переживаниях или воспринимается объективно со стороны наблюдателя?

 

Мне любопытны все образы в пьесе. Например, Иоканаан целомудрен, к нему тянется Саломея, которая в начале пьесы такая же. Ей хочется покинуть тот душный мир, в котором она обитает. Ее гнетет ревность матери и похоть отчима, который, кстати, ее дядя. Она превращается в чудовище, желающее получить взаимность, когда ее чувство становится непонятым. Мне знакомы ее обиды, но ужасает невозможность принятия.

Это провокационный сюжет, не боитесь критики?

Возможно, я её жду. Хочется резонанса, противоречивых мнений, отклика, пусть даже негативного. Может, в этом негативе я найду утешение и пойму, что образ Саломеи не так прекрасен, каким кажется.

Хотите, чтобы зритель увидел постановку своими или вашими глазами?

Как хореограф и режиссер-постановщик для меня первичен материал, с которым работаю, то есть пьеса Оскара Уайльда, соответственно и его собственный взгляд, который анализирую. Мне кажется, Оскар Уайльд восхищается Саломеей так, как любуются молнией, убивающей дерево, или извергающимся вулканом. В то же время понимает, как страшны ее мысли и поступки. Я солидарна с автором, однако как женщина я ее оправдываю.

В пьесе встретится еще женский образ — Иродиада, которая вызывает сочувствие. Женщина, чувствующая, как теряет своего мужчину, становится менее привлекательной ему. Её играет юная актриса Дарья Ткаченко.

Вы назвали постановку синтетическим жанром. В традиционном балете сложно понять сюжет, если с ним не знаком заранее, а как у вас?

Я надеюсь, что перед посещением зрители ознакомятся с этой удивительной и не длинной пьесой. Уже с прочитанной литературной основой они соединят свои впечатления с теми, которые получат от увиденного на сцене, получится вкусовой коктейль.

Те, кто не читал пьесу, будут полагаться на чувства, полученные «здесь и сейчас». Но мы не спектакль как краткое содержание произведения.

Постановка сильно отходит от сюжета пьесы?

Это не историческое произведение. Действие переносится в выдуманный мир, место действие — варьете и некий близлежащей бар. В начале постановки вдохновлялась фильмами Дэвида Линча. Коллективом пересматривали «Малхолланд драйв», «Шоссе в никуда» и «Твин Пикс». Это спектакль с налетом сюрреалистичности.

С какими сложностями столкнулись при постановке?

Не все сцены готовы — постановочные репетиции еще продолжаются. Конечно, приходится притираться. Актеры осваивают пластические вещи, с которыми ранее не встречались. Допустим, Артем Букарев не классический танцовщик с альтернативными взглядами на хореографию.

Впервые за время работы я отталкиваюсь от природной органики актеров. Опять же, Артем потрясающе поет. Сначала мы переслушивали много музыки, чтобы найти голос Иоканаана. В итоге пришли к выводу, что будем петь свою. Получилось то чудо, к которому стремились.

То есть у вас будет эксклюзивная музыка?

Будет разная музыка, кстати, тоже впервые. Обычно я стараюсь брать музыку одного автора для целостности спектакля. Тут же материал подсказывает, что музыка будет разной. Я собираю эту мозаику вместе с Артемом. У него богатые знания современной музыки, я же воспитывалась на классической музыке и британском и американском рок-н-ролле 60-х годов.

В современных театрах прослеживается тенденция простоты костюмов и декораций, у вас тоже?

Спектакль проходит на Маяковке,10. Впервые поднимемся на их сцену и будем использовать ее по максимуму.

Я устала от простоты, хочется чего-то шикарного. Поэтому костюмы придумываю сама вместе с дизайнером-художником Натальей Куренковой.

Вы хотите, чтобы зритель чувствовал себя в диалоге со сценой?

Хочу, чтобы сначала зритель посмотреть историю отстранено. Но в процессе наблюдения почувствовали бы перед ними зеркало.

Мне 32 и я стараюсь принять себя. Были моменты, когда я любовалась собой, понимала, что совершаю ошибки и отстранялась. В итоге, поняла, что нужно договориться с собой, приняв и против ошибки. Хочу, чтобы зрители так же увидели себя в зеркале. Возможно, их напугает отражение, но это будет началом пути принятия. Реакция зависит от момента, в котором находятся зрители: готовы они к переосмыслить свои поступки и ошибки или уже сделали это. Воспитывать я никого не собираюсь, лишь задам вопросы, а зрители сами решат, что с ними делать.

Почему Маяковка, 10?

Я работала на сценах филармонии и театра Оперы и Балета. Маяковка — это возможно работать с психологическими микро-деталями в достаточно интимной обстановке. Зритель находится так близко, что рассматривает тебя будто под микроскопом — невозможно спрятать чувства. Рождается альтернативная реальность, которая честнее настоящей. К тому же, Маяковка — уютное пространство, разрешающее нам вольности.

Как подбирался актерский состав?

Дарья Ткаченко — моя ученица, студентка мастерской Сучкова-Харламова. Мы давно начали работать, поняв, что близки по духу. Несмотря на юность, она глубокий и интересный человек. Я воспитала в ней хорошую танцовщицу.

Руслан Кутлыев — талантливый актер и режиссер. Мне нравится все, что он делает, а еще его безбашенность и безумие.

Артем Букарев — уникальный человек, с которым могли познакомиться давным-давно, но почему-то не выходило. Он следил за моими спектаклями, потом пришел на урок. Интересно наблюдать за тем, как он преобразовывает мою хореографию, присваивая, делает ее совсем другой.

«Если 50% от задуманного есть в готовом материале, то дело удалось» — согласны?

Я убеждена, что ощущаю спектакль в процессе постановочной работы. Я как археолог с кисточкой, смахиваю пылинки с вазы, которая лежала где-то под землей. У нее уже есть рисунок, но я его раскрываю постепенно. Будто обнажаю то, что было.

Болезненно воспринимаю, когда актеры говорят «давайте сделаем так», ведь у меня уже есть видение должного результата, хотя иногда они правы.

Я не понимаю тех режиссеров, которые бояться смотреть свой спектакль. Я часто играю в своих постановках, поэтому приходится снимать видео, отсматривая, что исправить.

Не боитесь смотреть на себя?

До того момента, как я поступила в ГИТИС, мне приходилось проводить много времени в зале с самой собой. Рядом не было хореографа, который говорил, что подтянуть. Приходилось заниматься перед камерой. За эти годы выработалось адекватное отношение к себе как к постановщику и актеру.

Назовите 3 причины, почему зрителю нужно увидеть эту постановку

Это красиво.

В Нижнем Новгороде такого он больше нигде не увидит. Я стремлюсь к тому, чтобы спектакль шел не один раз, ведь в процессе спектакль обрастается новые деталями. Не хочу ставить его на конвейер, но интересно увидеть его трансформацию.

Надеюсь, зрители откроют в себе что-то новое.

Приглашаем вас в пространство Маяковка,10 на спектакль «Саломея», премьера которого состоится 1 июня в 19:00. Билеты уже можно приобрести!

ИРИНА САМОТОХИНА
ФОТО: ВАЛЕНТИНЫ ФЕЛЬ И ОЛЬГИ КРЕСТОВОЙ

комментарии