КОГДА ФОТОГРАФ СОЗДАН ДЛЯ РАБОТЫ В «РУССКОМ РЕПОРТЕРЕ»

#Новые
13 декабря 2016. 09:58

В Нижнем Новгороде очень много талантливых фотографов, в том числе, еще совсем молодых. Сегодня мы встретились с Даниилом Максюковым, студентом факультета гуманитарных наук в ВШЭ. Даниил занимается репортажной и уличной съемкой, ведет свой собственный паблик в ВК “Перекати-тело”, аудитория которого превысила уже 30,5К подписчиков, и никогда не останавливается на достигнутом.

23 декабря в к/ц Рекорд будет  представлена выставка его работ в рамках Новогоднего фестиваля искусств. Делимся с читателями мыслями Даниила о вдохновении, любимых фотографах и выборе дальнейшего пути.

Как ты начал заниматься фотографией?

Я начал заниматься фотографией на первом курсе университета. Долго мечтал о камере, копил на нее, но честно скажу, что в результате мне ее тогда подарили родители. В 2012 году было очень модным движение руферов, и я, вдохновленный их работами, тоже сначала пытался снимать городские пейзажи. В том, чтобы лазить по крышам и фотографировать улицы города, чувствовался некий дух приключений.

Даже специально купил себе для этих целей широкоугольный объектив. Но когда я один раз слазил на крышу, то понял, что, во-первых, очень проблематично найти новые точки, которые еще не отсняли, и во-вторых, при такой съемке ты очень сильно зависишь от погоды.

23a

Потом так получилось, что я попал на несанкционированный митинг оппозиции 4 ноября 2012 года. Я был очарован: какая-то особенная атмосфера, интересные люди, сюжеты окружают тебя со всех сторон. В этот момент я понял, что да, я хочу снимать людей. Потому что каждый момент репортажной съемки неповторимый.

Но почему именно документальная фотография? Ты не пробовал себя в каких-то других жанрах? Например, фешн съемки.

Да, на самом деле, у меня сейчас переходный период. Я начинал с репортажей, первые мои съемки – это митинги, и тогда, с одной стороны, я чувствовал себя некомфортно, потому что это был мой первый подобный опыт, но с другой, у меня подсознательно было некое оправдание, что это публичное мероприятие, поэтому я могу свободно снимать любого человека. Также я снимал городские праздники и фестивали.

Но потом понял, что исчерпал эту тему, что новых сюжетов уже особо нет. Тогда я просто начал ходить по улицам и искать какие-то сюжеты из жизни. Я снимаю улицы, стрит, уже, наверное, года три. И сейчас я понимаю, что подобный жанр фотографии начинает мне немного надоедать.

Когда ты снимаешь на улице, у тебя нет возможности снять человека с разных ракурсов. У тебя есть, как правило, одна или две попытки. Потому что с моральной точки зрения очень тяжело снимать постороннего человека с нескольких ракурсов, да и банально за это можно получить по лицу. То есть ты снял один раз, и все.

25a

А портретная съемка хороша тем, что ты можешь пообщаться с человеком, то есть это становится уже чем-то большим, чем просто фотография. Это, в первую очередь, уже именно коммуникация. Можно пробовать разные позы, разные ракурсы, здесь больше именно фотографического. В стрите все больше зависит от твоей ловкости, а в портретах больше психологии, больше твоего собственного видения. И конечно, я очень хочу развиваться в этом направлении, и особенно в фешн.

Но тут я столкнулся с проблемой, что очень трудно найти обычных людей, студентов, например, с фотогеничной внешностью. А профессиональных моделей сложно снимать, нужно договариваться с модельным агентством, и как правило, хотя может это мое предубеждение, они оказываются немного зазвездившимися и не от мира сего.

Я просто писал одной модели, спросил, можно ли ее пофотографировать, скинул ссылку на свой паблик, но она мне даже не ответила. Не сказала нет, а просто проигнорировала. Поэтому не знаю… Конечно, хотелось бы снимать нечто подобное, но какой-то страх определенно есть. Сейчас все ограничивается дружескими съемками ребят, которые умеют позировать.

82

Как ты находишь своих героев, ловишь тот самый момент?

Во многом процесс съемки бессознательный. То есть меня спрашивают, почему я снимаю того или иного человека, но я не могу ответить. Потому что это что-то на уровне ощущений. Я просто ощущаю какую-то харизму, энергию, исходящую от человека.

Иду по улице и понимаю, что да, этого человека нужно снять. Рука сама поднимается. То есть когда ты начинаешь думать, анализировать, это не работает. Нужно именно что-то почувствовать, и тогда получится тот самый кадр.

Часто может случиться, что для снимка как такового сюжета нет, ракурс неподходящий, но когда ты наводишь камеру на человека, он как-то реагирует на тебя, и удается выхватить его из повседневной жизни, из этого потока. То есть нужно поймать эту долю секунды, когда человек смотрит в камеру. Он же просто идет по улице, думает о чем-то своем, и вдруг внезапно ты его со своей камерой ошарашиваешь. Вот этот взгляд, он иногда, наверное, работает.

dsc_0415

То есть ты всегда носишь с собой камеру?

В последнее время, да, стараюсь. Потому что каждый раз, когда я оставляю камеру дома, попадается какой-то интересный сюжет. Сейчас я взял себе за правило всегда носить ее с собой, куда бы я ни шел, как бы мне ни было лениво, какое бы настроение с утра не было. Но проблема в том, что сейчас я хожу с довольно большой зеркалкой  Nikon D90, и она лежит в кофре в рюкзаке. Часто я не успеваю вовремя достать ее, сюжет уже уходит. И не всегда это удобно.

Например, ты едешь в маршрутке, видишь какую-то ситуацию, или свет красиво падает, но со всех сторон люди, ты как килька в банке. И в результате не удается сделать кадр, потому что чисто физически не можешь добраться до камеры. Да, на самом деле, техника значит очень много. И сейчас я мечтаю о более компактной камере. Чтобы иметь ее всегда в кармане, в любой момент выхватить и поймать тот самый решающий момент.

dsc_0537

Сейчас технологии очень продвинулись. Есть карманные камеры, которые снимают даже лучше, чем зеркалки. И за счет того, что они компактные, это психологически легче. Есть больше возможностей запечатлеть человека именно со стороны, потому что когда человек не видит, что ты фотографируешь, получаются действительно живые фотографии.

Когда человек смотрит в объектив, устанавливается связь между фотографом и объектом съемки. А когда человек не чувствует, что его фотографируют, есть эффект живого отсутствия, будто смотришь через замочную скважину.

Есть ли у тебя любимые фотографы, за творчеством которых ты следишь, которые вдохновляют тебя?

Да, конечно, есть фотографы, творчество которых я пересматривал уже раз сто, некоторые работы я знаю наизусть, некоторые фотографии я даже могу восстановить в голове. Если называть конкретные имена, то среди российских фотографов это Игорь Мухин. Это московский фотограф, он снимает улицы, у него очень много съемок провинций, какие-то повседневные картинки из жизни российских городов. И вот в жанре стрит этот фотограф повлиял на меня больше всего.

dsc_0637

Второй фотограф – это Георгий Пинхасов.  Это единственный член знаменитого французского фотоагенства Магнум из России. На меня повлиял его необычный взгляд на мир: он снимает силуэты, тени, что-то не из этого мира. То есть, если говорить о более поэтичной съемке, съемке света и теней, то именно Пинхасов изменил здесь мое мировидение. Какие-то его приемы я повторяю в своих работах.

Еще я бы назвал Никиту Шохова, это молодой московский фотограф, я даже с ним лично знаком. Это очень интересная история. Я поехал снимать Великорецкий крестный ход в 2015 году, вдохновившись его фотографиями: это самый массовый крестный ход в России. И его фотографии, которые я смотрел, в них был такой масштаб, столько колоритных людей, что я понял: нужно ехать.,

И так получилось, что я ехал с ним в одном поезде. То есть я встаю утром, иду в туалет, выходит парень, который напоминает мне Шохова. Сначала я подумал, что мне приснилось, но когда я потом умылся, то понял, что да, это он сидит. И это было одно из самых крутых впечатлений в моей жизни, когда я с Никитой Шоховым и его друзьями фотогафировал крестный ход. Эта история о том, как какие-то идеалы, то, что тебя вдохновляет, помогает развиваться, спустя время из мечты превращается в действительность.

dsc_0852

Планируешь ли ты связать с фотографией свою жизнь?

Конечно, я хотел бы посвятить фотографии всю свою жизнь, потому что чувствую, что это мое призвание. Без фотографии я не осознаю свое существование, потому что все, что есть сейчас в моей жизни, связано с ней, в первую очередь. Благодаря тому же паблику ВКонтакте я могу приехать в любой город и найти там знакомых, друзей, ночлег.

Во многом вся моя идентификация связана с фотографией. Но сам процесс зарабатывания денег с помощью фотографии для меня достаточно мучителен, и скорее всего я буду разделять обычную работу для заработка и фотографию. Во-первых, это меньше стресса, так как когда ты снимаешь на заказ, ты всегда испытываешь какое-то дополнительное волнение, и поэтому это уже в меньшей степени есть творчество. Кроме того, есть больший риск столкнуться с депрессиями, потому что фотожурналистика во всем мире находится в некотором маргинальном положении.

dsc_0916

Все фотографы существуют почти исключительно за счет грантов, но для этого нужно долго работать над каким-то проектом, а шанс выиграть подобный конкурс очень мал. Здесь нужно быть действительно талантом.

Если говорить о портретной съемке, то на данный момент это лишь пробы пера, я снимаю за какую-то символическую плату. Я пока не очень уверенно чувствую себя в подобном жанре съемки. Не знаю, может быть, что-то в будущем из этого и получится. В любом случае, сейчас я хочу накопить какой-то капитал, часть заработать, часть найти через краудфандинг и поехать на длительное время путешествовать в страны Средней Азии.

Хочу сделать какой-то серьезный проект на конкретную тему. На данном этапе планы таковы. Я хочу попробовать поснимать не в России. Потому что глаз уже замылился.

dsc_0926

Ты хочешь продолжать свое творчество в Нижнем? Как ты оцениваешь возможности для развития в нашем городе?

Я сейчас учусь на последнем курсе бакалавриата, так что этот вопрос очень актуален для меня. Я понимаю, что постепенно вырастаю из Нижнего Новгорода. А  уже все здесь излазил и в основном сейчас снимаю на Московском вокзале. И когда каждый день снимаешь одно и то же — это надоедает. И фотографу, как и любому другому человеку, нужны путешествия. Потому что это освежает твое мировидение, ты на все смотришь глазами ребенка. Едешь в новый город, и тебе все кажется интересным.

Даже то, что в своем городе тебе бы показалось обычным.  Те  же дедушки, которых ты видел и снимал в своем городе, в другом контексте, в другой среде будут выглядеть интереснее. И скорее всего, после университета, я какое-то время хочу пожить в Москве, потому что этот город можно бесконечно изучать, там столько людей. Можно просто зависнуть в метро на целый день и что-то там снять.

dsc_2112

Можешь ли ты дать какой-нибудь совет начинающим фотографам, которые только ищут себя?

Я бы посоветовал очень много снимать, потому что сколько бы ты не смотрел работы других мастеров, пока ты сам не начнешь снимать, развиваться, пробовать новые стили, у тебя ничего не получится. Опыт очень многое значит, на самом деле.

Мне кажется, что фотографии может научиться практически каждый. Во всяком случае, большее количество людей, чем рисованию или умению музицировать. Потому что тут нужен врожденный талант, а умение фотографировать проще развить, тут важны лишь терпение и  опыт.

dsc_2245 dsc_2649 s0147231 seriya_1_002 seriya_4_003

БЕСЕДОВАЛА АННА ТЕНДИТНАЯ

ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ДАНИИЛА МАКСЮКОВА 

комментарии