Комикс-культура: почему ей увлекаются даже взрослые?

#Мир
10 января 2018. 12:45

Заходя в книжный магазин или библиотеку, как правило, мы имеем чёткое представление о том, что нам хотелось бы прочесть. Среди множества печатных изданий мы легко можем понять, для какого возраста та или иная книга, по обложке, названию или автору. Ситуация с комиксами совсем неоднозначная в этом плане — некоторые люди совершенно не подозревают, что комиксы бывают рассчитаны только на взрослых и несут в себе определённую культурную ценность. Сегодня мы об этом и поговорим.

Комиксы можно любить или ненавидеть, зачитываться ими с упоением или думать, что это примитивные картинки в квадратиках и с облачками. Однако недооценивать их мощное влияние на всю массовую культуру нельзя: по их мотивам ежегодно выходят новые киноленты с невероятными кассовыми сборами, сериалы, видеоигры, которые пользуются огромной популярностью среди всех возрастов. Но, как известно, где популярная культура, там и андеграунд — книги, которые не для всех и каждого, сильно отличающиеся от того, что мы обычно представляем, когда вспоминаем про цветастые журналы с картинками.

Общее названия таких комиксов — графические романы (новеллы). Сейчас мы вам предлагаем пройтись по страницам их истории и понять причины становления графических романов как нового жанра в искусстве.

Cover of Terms and Conditions The Graphic Novel

Комикс и СССР

В России в целом сложилась не совсем благоприятная ситуация с комиксами, и она начала она исправляться только в конце нулевых. Если спросить человека, жившего в советское время, о таких журналах или книгах, он тебе расскажет про «Мурзилку», «Весёлые картинки», а кто-то вспомнит ещё скетчи от Херлуфа Бидструпа.

Кто младше их на пару десятилетий, вспомнит Бамси, Микки Мауса, Тома и Джерри в печатных изданиях, издававшихся в девяностые. Вспомнят в целом всё то, что рассчитано на детскую аудиторию либо что-то, связанное с сатирой или юмором. Если попытаться им возразить, что комиксы — это тоже произведение искусства, то они, скорее всего, недоумевающе на тебя посмотрят и посмеются.

Более ста лет назад за рубежом комиксы действительно представляли из себя исключительно увеселительное чтиво, но, эволюционируя, они стали совсем другими. В СССР и в раннее постсоветское время картиночки с сюжетом остались такими же комичными и незамысловатыми. Почти по всему земному шару комиксы уже давно обосновались в массовой культуре, и такое стереотипное мышление, что это якобы всё для детей младшего школьного возраста, уже неактуально.

Картинки по запросу tom and jerry comics

Золотой век. Расцвет супергероики

Те, кто хоть как-то знаком с миром комиксов, при произнесении этого слова вспоминают про борцов с преступностью, обличённых в пёстрые трико из спандекса. Такой жанр иллюстрированных произведений обзавёлся неофициальным термином — «супергероика». Нужно отдать ей должное: получив широкое распространение в тридцатые и сороковые годы в США, комиксы с металюдьми действительно стали частью популярной культуры.

По другую сторону, вдалеке от разборок за правое дело героев и злодеев, в Европе появлялись большие сборники, которые по объёму можно было сравнить с графическими романами. Самые известные: «Тинтин в стране Советов» от бельгийского автора Эрже, «Смурфы» тоже от бельгийца, но под псевдонимом Пейо, а также французский «Астерикс из Галлии» иллюстраторов Альбера Удерзо и Рене Госинни.

Серебряный век. Время изменений

Смотря на всю эту идиллию, успешность супергероики и весёлых картинок для детей, некоторые малоизвестные авторы и художники захотели показать суровую и беспощадную действительность. В шестидесятые, в основном на территории Северной Америки, из-под пера оных (Роберта Крамба, Гилберта Шелтона) появлялись разрисованные страницы, содержащие в себе множество взрослых тем, таких как секс, алкоголизм, наркотики, положение человека в обществе, военные конфликты. Естественно, такие издания выпускались чуть ли не подпольно и небольшими тиражами.

Так продолжалось до семидесятых, когда произошло много переломных моментов, изменивших визуально-повествовательные издания навсегда. Во-первых, это открытие магазинов комиксов, в которых журналы сортировались по возрастным отделам, что помогало нестандартным молодым авторам найти свою целевую аудиторию; а во-вторых, крупные издательства, которые были таковыми тогда и остаются ими по сей день: Marvel и DC показали несколько запрещённых тем и начали видоизменять своих персонажей, сделав их немного мрачнее за счёт более детального отображения их внутреннего мира самих героев. На комиксных страницах появились первые антигерои (Росомаха, Каратель).

В начале семедисятых компания Marvel первая отважилась показать тёмную сторону употребления наркотиков на страницах «The amazing spider-man» («Удивительный человек-паук»). DC удивилась такому смелому поступку конкурента и сделала одного из персонажей «Green arrow» («Зелёная стрела») героинозависимым.

 

Но, пожалуй, самым значимым событием в первой половине семидесятых стала смерть Гвен Стейси, возлюбленной Человека-паука, которая заставила Питера Паркера переосмыслить цену своего героизма и заново пережить потерю близкого человека. До этого момента в комиксах не было такого понятия смерти как таковой, особенно для главных действующих лиц: если кого-то и убивали, то он чудесно воскресал в следующем номере.

Похожее изображение

Смерть Гвен Стейси стала переломным моментом в комиксах 

1978 год считается годом зарождения графического романа: Уилл Айснер (в честь которого названа самая престижная премия в области комиксов), ранее работавший над рисованными детективами, самостоятельно выпускает книгу «Contract with god» («Контракт с Богом»), описывающую жизнь бедных евреев в Нью-Йорке, которые вынуждены ютиться в съёмной квартире. В этом же году на прилавки магазинов комиксов попали два больших романа — «Elf Quest» («Путь Эльфа») от иллюстраторов Ричарда и Венди Пини и «The silver serfer» («Серебрянный сёрфер») от отцов студии Marvel Стэна Ли и Джэка Кирби.

Также Марвел годом позже выпустила мини-серию про железного человека под названием «Demon in the bottle» (Демон в бутылке), повествующую о самом главном враге Тони Старка — алкоголизме.

Бронзовый век. Мрак, сошедший со страниц

В восьмидесятых представление о книжках с картинками изменилось навсегда. Множество супергероев начали меняться до неузнаваемости, сюжеты становились мрачнее, комиксы стали более свободно освещать злободневные темы, множество иллюстраторов перестало пребывать в подполье.

Одним из персонажей, который подвергся тотальным изменениям как внешне, так и внутренне, стал Дардевил (Daredevil, Сорвиголова), подопечный Марвела. Начинающий писатель Фрэнк Миллер (в будущем получивший особую известность за «Город грехов», «300») смог убедить читателя, что даже второсортный сверхчеловек может получить сильную драматическую сюжетную линию.

И вот настал 1986 год. Та самая точка невозврата и переосмысления всего, что было ранее в супергероике и комиксах в целом. Как гром среди ясного неба выходит «Watchmen» («Хранители») от издательства DC, сценаристом которого стал Алан Мур, а художником — Дэйв Гиббонс.

Картинки по запросу «Watchmen» comics

Комикс «Хранители»

Это монументальное произведение по праву может считаться лучшей графической новеллой борцов с преступностью, а огромные продажи вкупе с получением литературной премии Хьюго — лишь тому подтверждение. Стартует лимитированная серия «Batman: The dark night returns» («Бэтмен: Возвращение Темного Рыцаря») от Фрэнка Миллера, где Брюс Уэйн, он же Бэтмен, давно отошедший от своих героических подвигов, пытается побороть своих демонов своего прошлого и возвращается вновь на улицы, чтобы вершить правосудие.

В этом же году было основано одно из самых важных важнейших и крупнейших издательств, нацеленное на взрослую аудиторию — «Dark Horse Comics». На сегодня ими было выпущено множество известных комиксов и новелл, таких как: «Город грехов», «300» Фрэнка Миллера, «Хэллбой» Майка Миньолы, несколько изданий по киновселенной «Звёздных войн», а также англоязычные адаптации манги.

В 1988 году DC выпускает полное издание «V for Vendetta» («V — значит Вендетта») от великого Алана Мура и не менее великого иллюстратора Дэвида Ллойда полным изданием. До этого роман издавался в английском журнале «Warrior» в чёрно-белом цвете по частям, и не был полностью завершён из-за закрытия издания в 1985 г.

Картинки по запросу v for vendetta dc comics

Новое время. Новелла как новый вид искусства

И вот, восьмидесятые подошли к концу, широко распахнув дверь в новый мир, дав огромный простор для творчества многим писателям и поспособствовав открытию ещё двух важных комикс-издательств в США, одна из которых сильно повлияла на графические романы. А именно — «Vertigo», дочернее предприятие (импринт) DC, где с 1993 года по настоящее время выходили такие шедевры, как «Sandman» («Песочный человек») от Нила Геймана, «Preacher» («Проповедник») сценариста Гарта Энниса и художников Стива Диллона и Гленна Фабри, «Fables» («Сказания») Билла Уиллингема, а «V for Vendetta» Алана Мура и Дэвидом Ллойда получила переиздание. Vertigo примечательна тем, что выпускает графические романы и комиксы исключительно для взрослых и не имеет прав на созданных авторами персонажей.

В настоящее время выпускаемых книг с иллюстрациями становится всё больше, рисуют их на всех материках нашей планеты. Во Франции bandes dessinées (нарисованные полоски) приравнены к объектам культуры, а писатели-художники получают гранты от правительства для продолжения своей деятельности.
Японская манга стала очень популярной за пределами страны восходящего солнца и печатается повсеместно. В Корее тоже существуют свои комиксы — манхва.

Картинки по запросу preacher comic

Подавляющее число россиян из-за своего мировосприятия относятся к квадратикам с облачками прохладно, но тем не менее и у нас есть авторы и художники, хоть их и единицы.

Например, «Предметы» от сценариста Егора Ветлугина и художника Николая Писарева (интересная новелла по своей стилистике — хороший рисунок, местами сюрреалистичный, не содержащий никакого текста), «Боровицкий» от Ивана Ешукова (чёрно-белая детективная история, нарисованная ручкой). Конечно же, жаль, что авторов неимоверно мало, ведь хочется посмотреть на что-то «русское» в таком формате.

Остаётся лишь надеяться, что когда-нибудь и у нас в России появится свой магазин комиксов, где будут продаваться только отечественные иллюстрированные томики, а пока остаётся перелистывать страницы тех авторов, кто понимает, что графическая новелла — это тоже великое искусство.

АРТЁМ СОЛОПАЕВ 

комментарии