Люди как нефть: новый тренд российской действительности

#СоциуМЫ
15 января 2018. 10:10

Помните знаменитую фразу Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы там держитесь»? После нее в интернете появилась куча мемасиков, а сам образ политика стал ассоциироваться с этим высказыванием. Все тогда очень дружно посмеялись. Но оказалось, что денег-то и правда нет.

Как бы ни били себя в грудь «путинисты-патриоты», надо признать, что санкции все-таки нанесли ущерб российской экономике. Кроме того, правительственный курс с уже набившим оскомину набором аргументов, что «все у нас хорошо», образовал в бюджете России огромную дыру. И залатать ее придется нам — гражданам этой страны. Это никоим образом не призыв, а скорее факт.

К правительству Медведева уже возникло множество вопросов. Единственное, чем может доказать свою значимость и работоспособность премьер, — это цифры.

«Как ничего не менять в действительности, но при этом сэкономить, повысить уровень ВВП?», — задаются таким вопросом во власти. Очень просто: нужно больше налогов. Правда, эти налоги должны быть оправданны.

Картинки по запросу Dmitry Medvedev

Согласно теории общественного договора Жанна Жака Руссо, люди должны подчиняться государству, которое в свою очередь наделяет их «благами». Но почему-то не в нашей стране. Дело в том, что за «благами», которое дает государство, скрывается новая порция налогов. Ведь правительство постоянно говорит о том, что деньги с этого сбора пойдут на решение какой-то наболевшей проблемы.

Однако как мы видим, ситуация не улучшается, проблемы (например, многострадальные дороги) не решаются. Зато нам предлагают новые «блага», за которые также нужно будет платить.

Как Михаил Булгаков связан с «оптимизацией здравоохранения»

Одним из первых таких благ стала «оптимизация здравоохранения». Суть ее такова, что сокращается число больничных коек, а вместе с этим происходит и слияние больниц. В СМИ уже прозвучала информация о том, что количество лазаретов в России может быть равно их числу на состояние 1913 года.

Тут сразу вспоминаются «Записки юного врача» Михаила Булгакова, когда к главному герою в больницу жители ближайших деревень добирались несколько дней несмотря на любые погодные условия и состояние больного. И врач работал с пациентами до самой ночи, а потом просто валился с ног.

Surgery Team Operating, автор — Sasin Tipchai на 500px.com

На самом деле, мало что изменилось и в XXI веке. Недавно моя знакомая рассказала, что провела в деревенской больнице на приеме у хирурга более 5 часов. Этот врач в свой кабинет принимал абсолютно всех подряд: женщин, детей, стариков.

Дело в том, что эта больница рассчитана на несколько населенных пунктов. Знакомая сказала: «Видимо, он (хирург) очень сильно любит свою работу». Возможно, только любовь и клятва Гиппократа сдерживают его, чтобы не послать все к чертям. Скорее всего, он так же, как и почти 100 лет назад герой Булгакова, приходит домой и валится с ног.

Почему «любовь и клятва Гиппократа», а не деньги? Врачи в нашей стране, а уж тем более в деревнях и поселках, получают ничтожно мало. Например, менеджер какого-нибудь «Бургер Кинга» зарабатывает чуть больше. При том, что врач отвечает за жизнь от кончика пальцев до головного мозга, а менеджер сети фастфуда — за ваш обед и возможное ожирение.

Еще одно нововведение — онлайн-консультации. Не совсем понятно, как это будет проходить, потому что далеко не вся Россия покрыта интернетом. При этом мне кажется, что это должен быть высокоскоростной интернет LTE. А у нас-то и 3G не во всей местности ловит. Зато меньше назойливых больных. Ведь как мне сказала одна медсестра: «Сейчас учат лечить болезни, а не пациентов».

Doctor with laptop talking to a senior woman in office., автор — Jozef Polc на 500px.com

 «Платон нам не друг…»

Если вы человек, который интересуется политикой, а особенно внутренними процессами нашей страны, то, наверное, помните про забастовку дагестанских дальнобойщиков. Если нет, то я очень кратко расскажу, чем она была вызвана.

Началось с новой системы, которую внедрило правительство РФ, — «Платон», или на понятном сленге «плата за тонн». Суть в том, что власть пришла к мнению, что большегрузы портят российские дороги, и надо обязать этих «негодяев» платить налог, чтобы компенсировать траты на их строительство.

Когда в Россию пришел Наполеон, он произнес знаменитую фразу: «В России нет дорог, а есть лишь направления». Собственно, с этого момента мало что изменилось.

По последним данным Росстата от 2009 года, Россия уступает по протяженности дорог Китаю, Японии и Франции. Например, Франция по площади — как Нижегородская область, но при этом она имеет 1 тыс. с лишним километров (на состояние 2006 года), а та же Нижегородская область — в 1,5 раза меньше. Это говорит о том, что в рамках одной страны не наблюдается проблем с перемещением из одной части в другую, в отличие от отдельно взятого региона нашей страны.

Дальнобойщик, автор — Сергей Фендриков на 500px.com

Фотограф Сергей Фендриков 

Поэтому не совсем понятно, какие дороги портят большегрузные машины. Допустим, речь идет о федеральных трассах, на которые и ложится весь объем, но ведь существует транспортный налог, за счет которого и должно осуществляться строительство.

Придумали систему «Платон». Плата за 1 км составляет 1,9 руб. на машины, которое везут груз от 12 тонн. Как это коснётся простых граждан? Представьте себе, что вы очень хотите арбуз и идете за ним в магазин. Но вы хотите именно астраханский арбуз. Чтобы привезти, его загружают в фургон и из Астрахани отправляют в Нижний Новгород. Между городами расстояние 1 409 км. По системе «Платон» перевозчик должен заплатить более 2 600 руб.

Теперь ему нужно эту сумму компенсировать — это напрямую влияет на цену вашего такого желанного арбуза в магазине. А если представить, что мы с вами питаемся не только арбузами, и так пройтись по каждой категории товаров, то при взгляде на чек и количество купленного товара в тележке становится довольно грустно, и возникает следующая мысль: «Странно, а на прошлой неделе за те же деньги я купил гораздо больше…»

магазин Продукты, автор — Va8ik на 500px.com

 Фотография взята с портала 500 px

«Хочешь отдыхать? Плати»

«Законы можно и поменять, если нужно», — такая незамысловатая фразочка прозвучала в детской (как многим хочет казаться) книжке. Это высказывание прекрасно подходит под сегодняшние российские реалии, только ее можно переиначить как «на законы можно и наплевать, если нужно».

Так у нас в стране закрыли ладошкой статью 27 Конституции РФ и ввели курортный сбор на территории Краснодарского, Алтайского, Ставропольского краев и Республики Крым. При этом в главном законе страны написано о том, что гражданин России может свободно перемещаться по территории РФ. Оказывается, не совсем.

Сделано это для того, чтобы улучшать инфраструктуру этих регионов, а также в качестве платы за пользование этими территориями. А стоимость того, что вы, скажем, ходите по поселку Лазаревское, купаетесь в море, собираете ракушки, лежите на пляже на горячих камнях, — 100 руб. в сутки.

Памятник адмиралу Лазареву, автор — Andrei Butorin на 500px.com

 Фотография Андрея Буторина

Законодатели говорят, что собранные средства будут иметь целевое назначение: поступая в Фонд развития курортной инфраструктуры, они затем будут «возвращаться» в виде работ по благоустройству и модернизации зон отдыха. Иными словами, граждане России должны вкладываться в развитие инфраструктуры. Мы, а не государство.

Правда, стоит отметить, что формально, с точки зрения законодательной базы, никакого нарушения нет. Ведь этот налог, скорее всего, уже будет включен в стоимость вашей туристической путевки.
Теперь представьте, что у вас в семье четыре человека и вы решили отправиться на российский юг на 10 дней. Вы обязаны будете заплатить 4 000 руб., чтобы покупаться в море и полежать на солнышке. Также не будем забывать, что нужно оплатить проживание и питание в отеле, а если захотите побывать на экскурсии, то еще и оплатить экскурсионный сбор с каждого отдыхающего.

Добро пожаловать на пляж!, автор — Andrei Butorin на 500px.com

Фотография Андрея Буторина

Посчитав, сколько у вас улетит денег, чтобы полежать 10 дней на солнышке всей семьей в том же Лазаревском, вы ужаснетесь и в следующий раз поедете отдыхать в Турцию или Тунис.

Еще одно нововведение было принято этим летом, и касается оно «Воздушного кодекса РФ», а именно плата за провоз багажа по невозвратным авиабилетам. Суть этих невозвратных авиабилетов очень простая — невозвратными считаются те, что самые дешевые.

Появились эти так называемые «коты в мешках» в 2014 году. Тогда и была внесена такая поправка в кодекс. В теории предполагалось, что принятие такого закона создаст условия для развития рынка бюджетных авиакомпаний в России. На практике оказалось, что все гранды, начиная с «Аэрофлота», тут же сделали свои самые дешевые билеты невозвратными.

Что же такое невозвратный билет? Как выходит из названия, это те, которые невозможно вернуть. Я связался с компанией «Аэрофлот», чтобы заказать себе билет на самолёт из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург в эконом-классе.

Можно взять эконом-класс по системе невозвратных билетов за 8 000 руб., а можно взять эконом-класс по системе премиум за 10 500 руб. Все очень просто: если в первом случае вы не успеваете на свой рейс — теряете 8 тыс., то во втором — ничего не теряете, и деньги возвращаются в полном объеме.

.: Never Stop Traveling: ., автор — Max Fransov на 500px.com

 Фотография Макса Франсова

Сейчас на такую систему перешли абсолютно все: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «S7», «UTair». Никаких альтернатив больше не осталось. Но, согласитесь, не так часто приходится отменять запланированный отпуск или дальний визит к родственникам. Все это можно пережить.

Однако с новой поправкой, получившей в народе название «Закон о багаже», оказалось все намного интереснее. Я решил слетать на Кипр в середине сентября. Зашел на сайт уже другой компании, «S7». Сайт выдал два варианта эконом-класса: «Базовый» и «Гибкий» за 8 000 руб. и 10 000 руб. соответственно. Как с первым вариантом, «базовый тариф» — невозвратный билет. Но я лечу на отдых, который запланировал, вряд ли что-то может сорваться. Поэтому меня интересует провоз багажа.

По новому законодательству в стоимость невозвратных билетов не входит багаж. Его нужно оплачивать отдельно. В авиакомпании «S7» сказали, что стоимость багажа 50 евро или еще 3 500 руб. в переводе на наши деньги сверху с одного человека за один багаж до 23 кг. Итог: базовый тариф равен 11 500 руб.

Конечно, для тех, кто летает по командировкам, — это замечательная история, но, согласитесь, что на отдых летают намного больше.

«Закон на багаж» увеличил цену на отдых, который и без того многим россиянам обходился в «копеечку». Но, как сказал Вячеслав Володин: «Путешествуйте налегке».

Цирк Шапито с ягодами и лентяями

Иногда деятельность правительства доходит до полного абсурда. В СМИ появилась информация о том, что депутаты рассматривают вариант введения «Закона о тунеядстве» и налога на лесные ресурсы (грибы и ягоды). Правда, все это было через несколько дней опровергнуто, но слухи никогда не появляются просто так.

К примеру, наши соседи белорусы уже ввели закон о тунеядстве на территории своей страны. Что он из себя представляет? Если ты здоровый человек и не работаешь, платишь 12 000 руб. в год. У нас в медиа прозвучала информация о том, что в России сумма может составить 20 000 руб.

Опять же, все исходит из лучших побуждений: ликвидация безработицы и социальная справедливость. Уже можно говорить о том, что такой закон приведет к тому, что произойдут сокращения заработной платы, и люди согласятся работать за копейки.

Многие сейчас работают на фрилансе — это люди творческих профессий. Чтобы не попасть под этот закон, им необходимо становиться индивидуальными предпринимателями, а потом делать отчисления в налоговую. Но не все фрилансеры столько зарабатывают. Не все способны платить по 18 тыс. в год. Это все приведет к увяданию творческого начала в человеке и стагнации культуры и общества в целом.

Еще одним странным явлением в нашем законодательстве мог бы стать налог на грибы и ягоды. Только вдумайтесь: чтобы сходить в лес и насладиться его дарами, тоже пришлось бы платить. А деньги уходили бы на поддержку окружающей среды. Стоит сказать, что это понятие очень размытое. Все, что нас окружает, — это и есть «окружающая среда», и воздух — ее часть.

В народе после каждого нововведения, которое касается кошелька граждан, звучит фраза: «Вы еще налог на воздух введите». Так вот, чувствуется, что скоро это может стать явью.

Пару слов о нефти

С кем только ни сравнивали человека, каким животным он только ни был. Вот пришло время сравнить его с одним из природных богатств — нефтью. Ее не надо улучшать, за ней особо не надо следить. Только внедряешь новые технологии и продолжаешь выкачивать. Вот и получается, что российская действительность такова, что теперь человек — это нефть.

Именно его деньгами, судя по перечисленным законопроектам, и намерены компенсировать дыру в бюджете. Это очень удобно. Именно его зарплатами планируется строительство туристической инфраструктуры. Именно его сбережениями планируется строительство дорог и сохранение лесных богатств.
А что в итоге? Новая порция законопроектов и очередные поборы с населения? И вот фраза Дмитрия Анатольевича про «вы там держитесь» уже не кажется такой веселой.

ЕГОР ТИМОШЕНКО

ФОТОГРАФИЯ НА ОБЛОЖКЕ DMITRIY B

комментарии