История

Между Горьким и Нижним Новгородом

Виктория Едина

90-е годы — период, разорвавший связь между всё ещё советскими родителями и их уже совсем не советскими детьми. Время болезненного перехода: кому-то стало легче, а кто-то оказался не у дел. О ключевых особенностях этого противоречивого времени расскажет Нижний Новгород 90-х.

После распада Советского союза началась приватизация — передача государственной собственности в частные руки.

В 1976 году наша семья стояла в очереди на квартиру в новом строящемся доме. Дело в том, что по советскому законодательству семья из трех человек должна была жить в трехкомнатной квартире, а мы жили в девятиметровой комнате в посёлке. Красная Этна — завод, на котором работали родители дал квартиру. А уже в 1991 мы квартиру приватизировали…», — рассказал нам инженер-механик нижегородского метрополитена Александр Един.

Так называемые «трёшки» и «двушки» на Комсомольской площади  схожи с теми, в которых однажды заблудился Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Такие же панельные великаны есть на Автозаводе, в микрорайоне Щербинки, Мещерское озеро. Именно тогда, в 90-е, «хрущевки» стали частной собственностью рабочих, так и не дождавшихся обещанного коммунизма.

Также в 90-е появляется богатая прослойка. Буквально на том же Автозаводе выросли, как грибы после дождя, краснокирпичные дворцы за каменными оградами. «Да новые русские домов себе тогда настроили — хоромы прямо! И откуда у людей столько денег?…» — вспоминает то непростое время жительница автозаводского района Юлия Лапшина. Архитектура этих домов поражала своей витиеватостью и помпезностью: обилие во всех агрессивно красного цвета устрашающе действовало на нервы дачников, проезжающих мимо поселка Гнилицы.

Более стильные особняки возникли на улице Ярославской (Гребешковский откос): белый дом с колоннами и цветочными вазами по бокам и трехэтажный особняк в тепло охристых оттенках с двумя гаражами и тремя машинами под окнами. Правда, от белокаменного особняка сейчас остались лишь развалившийся фундамент и гора мусора, а охристый в 2000-х был перестроен под модный хай-тек. Кроме того, именно здесь появились первые элитные дома, отличающиеся сложностью гаммы и интересными архитектурными элементами, как например, башенка встроенная в фасад дома №23.

90-е были временем появления новой экономической свободы: появилось возможность заниматься частным предпринимательством. Вырос спрос на такие профессии, как продавец, бухгалтер, официант, при этом очень снизился на инженеров, учителей и врачей. Частный предприниматель Наталья Караванцева вспоминает:

После рождения дочери нужны были деньги. Пришлось идти на рынок, а у меня между прочим высшее образование по инженерному профилю…. Да, время было тяжёлое: однажды даже налоговая на рынок пришла с ОМОНом и собаками…». Многие серьезные профессии остались за бортом, при этом кадровая база для торговли росла.

В 90-е появилось много новых магазинов и рынков. В Ленинском районе, например,  в 1997 году была построена ярмарка, прозванная народом Молитовка. Ярко синие ларьки могли предложить тебе всё: от китайских кукол до азербайджанских арбузов. Масса ларьков продавала, по сути, одинаковые товары, поэтому можно сказать, что это был рынок свободной конкуренции — цены были очень низкие, что не могло не радовать жителей Комсомолки.

Чего не скажешь, например, о магазинах игрушек — настоящей сказке для любого ребёнка. Один такой «Дом игрушек» появился в середине 90-х на ул.Горького: огромное количество иностранных игрушек по бешеным ценам поражали воображение детей и опустошали кошельки родителей. Барби с ногами от ушей и голливудской улыбкой, автоматы для юных снайперов, настольные игры «Ва-Банк», «Деньги» уже с детства закладывали новую картину мира в головы уже совсем не советских детей.

Кроме приватизации и экономической свободы, тогда же, в 90-е религиозным организациям была возвращена свобода совести. Закрытые под склады святыни были возвращены Русской православной церкви не без помощи ныне покойного экс-губернатора Бориса Немцова, реализовавшего проект «Храмы и дороги». Был реконструирован Спасский староярмарочный собор, ставший впоследствии кафедральным, возобновил свою деятельность Печёрский Вознесенский мужской монастырь. Спасская церковь на Полтавской улице провела первую церковную службу. Удивительным фактом поделилась с нами студентка художественного училища Юлия Хайдукова: «В церкви Сергия Радонежского в советское время был союз художников. В 90-е рядом с церковью располагался заросший палисадник: в густых кустах можно было увидеть старинные могилы священников и символично лежащую мраморную голову Ильича. Тело же стояло отдельно…». Поросший бурьяном погост был очищен, сейчас здесь ни головы Ильича, ни дома художников: могилки стоят, а церковь красуется золотыми куполами.

В лихие девяностые наш город прошёл болезненный путь от Горького к Нижнему, от Свердловки к Покровке. Пролетарский гимн был заглушён надрывным рёвом 600-сотого мерина, как когда-то канул в небытие «Боже царя, храни!». История, как говорится, не имеет сослагательного наклонения, а город, в свою очередь, безжалостно сметая отжившее, милосердно оставляет небольшую частичку прошлого, уравновешивая баланс с настоящим.