Мировая премьера «Марши и самолеты»: почему стоит сходить на концерт

#Анонсы
13 апреля 2019. 09:08

16 апреля в 19:00 в Арсенале состоится мировая премьера концерта «Марши и самолеты». Это музыкальное прочтение произведений Леонида Аронзона. Поэт никогда не был известным широкой публике, однако сейчас становится понятно, что он — один из ведущих отечественных поэтов второй половины прошлого века. Почему концерт будет интересен, а произведения Аронзона до сих пор актуальны, мы узнали у музыканта Марка Булошникова, композитора Алексея Шмурака и филолога Евгения Прощина.

Леонид Аронзон

С творчеством Леонида Аронзона знаком далеко не каждый: его не проходят в школе и ему не посвящают творческие вечера. О произведениях поэта, чье имя незаслуженно обделяют вниманием, нам рассказал Евгений Прощин.

Об уникальности произведений Леонида Аронзона

Уникальность — очень коварное понятие. Оно сразу как будто обособляет творчество, располагает его в той плоскости, где больше ничего нет и быть не может. Поэтому к поэзии это слово неприменимо. Вся поэзия — один большой диалог, в котором находится место различным влияниям и контекстам. Леонид Аронзон, как всякий неподцензурный автор, вел широкий и свободный диалог с культурой слова. От Пушкина до обэриутов(Объединение Реального Искусства — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде, — прим. ред.) — примерно такой диапазон взаимодействий обнаруживается в его стихах. Динамика творческого становления и расцвета в течение 1960-х годов демонстрирует, как он движется от более классических, приправленных поэтикой модерна контекстов к сочинениям, инспирированным влиянием авангарда. Конечно, такой кросскультурный формат не уникален сам по себе, но он подчеркивает главную особенность Леонида Аронзона: он не мыслит поэзию как способ перейти к более важным и внешним целям, поэзия для него и есть та цель, к которой можно стремиться. Тем самым Аронзон одним из первых в русской поэзии декларирует, что поэт вовсе не пророк, гражданин или добытчик радия. Поэт в России именно поэт, и для этого стоит писать стихи.

Об обращении к стихам

Как я знаю, это не первое обращение к стихам Аронзона в современной классике, хотя полностью посвященное ему сочинение — первый опыт подобного рода. Дело тут не в Аронзоне как таковом, а в том, что современная поэзия постепенно «открывается» композиторам, которые чувствуют в ней некие родственные способы понимания искусства.

О выбранных произведениях

Выбор я считаю очень удачным. Эти тексты подчеркивают всю широту и разнообразие поэзии Аронзона. Некоторые из них мне представляются ключевыми для понимания этого автора в принципе. Будет очень любопытно, что привнесет в них музыкальная транскрипция Алексея Шмурака.

Для кого этот концерт

Его произведения близки прежде всего тем, кто понимает, что поэзия — это не о темах или проблемах, а о расширении и одновременно углублении нашего представления о языке и его возможностях. Истинное искусство делает бытие несколько неудобным, поэтому хочу рекомендовать поэзию Аронзона всем для подобного рецептивного опыта.

Об актуальности

Произведения Аронзона важны для времени как такового. Не надо понимать важность как некую пользу для общества. Тупиковость подобного подхода показал еще Пушкин. Поэзия Аронзона нужна прежде всего для того, чтобы понять иллюзорность нашей уверенности, что мы являемся хозяевами языка. Нет, язык владеет нами, а те немногие, кто умеет с ним быть хотя бы на равных (тот же Аронзон и некоторые другие поэты его времени) заслуживают пристального внимания без учета смены модных приоритетов и конъюнктуры потребления.

Кроме того, своим мнением о музыкальном прочтении Алексея Шмурака и произведениях Леонида Аронзона поделился музыкант Марк Булошников.

Кроме стихов и музыки особенно любопытен авторский (композиторский) слух на поэзию Аронзона. У Алексея не только яркое видение каждого выбранного стихотворения, но и своеобразная драматургия целого.
Не знаю, сможет концерт «зацепить» зрителя или нет, ведь это зависит о множества факторов, даже от настроения слушателей. Если хотя бы пара человек после концерта будут чувствовать себя обновленными, то все состоялось.

Лично мне поэзия Аронзона очень интересна. У меня есть пара песен на его стихи, но музыкальная эстетика Шмурака совершенно отличная от моей интерпретации текстов Леонида Аронзона, что более ценно и интересно. И если публика придет с заинтересованностью и открытостью, то коммуникация с музыкой обязательно возникнет. А мы, исполнители, будем стараться.

О замысле, выбранных произведениях и создании музыки рассказал композитор Алексей Шмурак.

Первая музыкальная интерпретация

Когда появился замысел концерта, я был удивлен, что до сих пор нет академического произведения на стихи Аронзона. Его стихотворения направлены на то, чтобы быть интегрированы в академическое поле. Быть первым — большая ответственность, однако у меня нет какого-то пафоса, и у самого Аронзона его не было. Моя задача сделать что-то с уважением, тем более Леонид Аронзон — один из моих любимых поэтов.

Со словом работаю давно, у меня есть несколько песен и нотных произведений. Однако это первый опыт, когда я делаю целостное высказывание на стихи одного поэта. Аронзон писал мало и прожил немного. Моя задача — дать представление о самых сильных сторонах его произведений. Я намеренно брал хиты, пытаясь сделать парадоксальный взгляд на них, ведь очевидного прочтения его стихов не существует.

Аронзон не из известных поэтов, поэтому, как бы нагло не звучало, мы друг другу поможем. Люди, которые не знакомы с его произведениями, увидев аудиозапись, получат доступ к его стихам, но через призму моего прочтения. Я буду рад, если произведения вызовут дополнительный интерес к Аронзону, на большее претендовать не могу.

Как писалась музыка

Я давно не писал нотную музыку, поэтому это было некое возвращение в родную гавань. Похоже на какой-то алкотрип: залезаешь с головой в необычные ощущения, забывая про сон, еду и внешний мир. Потом пришлось проснуться и понять, что пролетели полтора месяца, а вот куда — не понимаешь. Было тяжело и сладостно одновременно.

Об ожиданиях

Удивление зрителя будет неизбежно, ведь парадоксальными решениями и образами я заложил в музыку некие алгоритмы восприятия. Но мне интересно прочтение слушателей, ведь у каждого из них есть свое видение, читательский опыт и фантазия.

Сегодня написание композитором большого нотного цикла для голоса с фортепиано на рифмованные с классическим ритмом стихи — большая редкость. Это похоже на что-то олдскульное или же наглую попытку восстановить традицию таких акустических исполнений. Явление само по себе полемичное, от этого интересное. Тем более, что на стихи Аронзона еще не было крупного музыкального высказывания.

Я приглашаю всех, кому интересна умная, но вместе с тем доступная музыка. Кому хочется совершить увлекательное путешествие по необычным музыкальным образам, интересна русская поэзия, связь 60-х и нашего времени. Потом будет любопытно почитать отзывы в соцсетях или же, может, кто-то напишет в личные сообщения. Для меня важно получить фидбэк от зрителя.

Где: Арсенал
Когда: 16 апреля в 19:00
Вход: 150 рублей, льготный — 100 рублей

ИРИНА САМОТОХИНА

комментарии