Неоднозначное «уличное искусство»

#Город
5 мая 2016. 11:50

Граффити вызывает много вопросов своим существованием и развитием. Культурные памятники, жилые дома — они украшены или изуродованы? Можно ли это назвать вызовом, голосом общества? Чего добивается большинство уличных художников, выходя на улицы города со своими атрибутами?

Многие люди, занимающиеся данной деятельностью, считают, что граффити — это способ самовыражения, и если суметь правильно донести свои намерения до властей и администрации города, то сотрудничать с представителями закона будет гораздо проще, и недовольных людей, следовательно, будет меньше.

Но есть и некое деление таких изображений: некоторые и правда отражают красоту города, привлекают внимание профессионализмом и техникой; а другие являются бездумным вызовом современных анархистов, которые сами вряд ли понимают собственные мотивы.

Люди, занимающиеся граффити больше 10 лет, чаще всего, не видят ничего пагубного в украшении города различными рисунками — они наоборот придают улицам жизнь и открывают его с новых, необычных сторон. Вандализмом они называют «рисование ради рисования», пустые попытки привлечения внимания к своей персоне, псевдопротест и смелость, о которых и речи быть не может. Профессионалы же более продуманно создают свои произведения, ведя диалог с архитектурной средой и жителями города.

b_e7c8d56e9f883bb34e7d969d92d4ba8b

«Я считаю, что контролировать уличное искусство должны те люди, которые в этом что-то понимают и могут реализовать то, что они задумали. Потому что часто выделяются дома, а люди, которые не совсем в теме, рисуют там не то, что нужно. Картины на выставках — это искусство. Значит, те «вандалы», которые рисуют на стенах, могут создавать произведения искусства и, увидев их работы здесь, можно по-другому посмотреть на то, что они делают за пределами выставочного зала», — граффитист Флокси.

Журнал ИЛИ составил подборку самых известных граффити в Нижнем Новгороде, которые можно считать визитными карточками города.

Сооружение на улице Черниговская, недалеко от Молитовского моста.

1408

Метромост.

20101

На Канавинском мосту.

4ea8679de25b2ca1

Забор в парке Чёрный пруд.

0_018

На жилом доме в Московском районе.

59bdaa9ccd1663536002eb30bd8f68a6

Но не стоит забывать, что есть и другая сторона медали, а именно — вред от такого «искусства». Порча государственного имущества, исторических и археологических памятников преследуется по закону — граффитисты берут на себя административную, уголовную и другие юридические ответственности, сами того не подозревая, чаще всего, плюс денежный штраф.

» Есть такая поговорка: «В семье не без урода». Невозможно существование граффити без рисунков на улицах. Не может быть граффити без рисования на поездах. Это основная проблема, потому что сейчас правительство, так или иначе, задумывается, как бороться с граффити. Были попытки закрытия каких-то легальных граффити-мест, где можно было рисовать. Это не помогло. Люди рисуют просто быстрее и, соответственно, менее качественно. Это неправильно, нужно придумывать какие-то другие методы», – считает граффитист Trun.

Большую ответственность несут за нанесение урона памятникам культуры. По закону, за порчу памятников культурного наследия, нарушители должны возместить сумму восстановительных работ, и несение юридической ответственности никто не отменял.

В нашем городе, как и во многих других, архитектура такого рода тоже страдала. Но является ли это протестом, разрушающим старые стандарты красоты и величественности? Преследуют ли граффитисты цель — повернуть культуру в ту сторону, в которую им самим хочется? Чаще всего, уличные художники и сами не знают, что разрисовывают не просто здание, которые им приглянулось чисто визуально; как они говорят сами, главный принцип — просто красивое расположение и многолюдность места. Из-за порывистости и отсутствия определенных знаний о городе, вандалы берут на себя ответственность.

2383291

Но очень мало дел раскрываются. Из этого вытекает вопрос: насколько быстро реагируют власти города на появление рисунков? В большинстве случаев, быстрее реагируют горожане, после общественное негодование подхватывает СМИ, и после того, как в администрацию поступает сообщение о противозаконных деяниях, власти приступают к поиску и реставрируют испорченное место.

Да и можно ли найти тех, кто покушается на дома города? Вероятнее всего, нет, так как они работают по ночам и не оставляют никаких улик, которые могли бы открыть их личности.

Стоит отметить, что Нижний Новгород входит в десятку регионов, богатых на памятники культурного наследия. 3538 памятника находятся в Нижегородской области.

Достаточно сложно назвать все здания, подвергшиеся нападению анархистов. Одним из них был «Дом Крестьянина» по адресу ул. Алексеевская,6. Преступников не нашли.

67_big

Также страдал от нападения популярный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина.

image17695968_fb5a52d6bd84cb45a77c7a090e6d5696

Не будем забывать о недавно произошедшей ситуации с домом на улице Большой Покровской, 12. Во всех приведённых выше случаях, как уже было указано, бунтующую молодёжь найти и обезвредить — не удалось.

Каждый сам для себя решает, как относится к граффити — принять это как должное, поддерживать или выступать против. Но факт остаётся фактом — граффити есть во всех городах, просто где-то с ними борются более открыто, призывая общественность, СМИ, чтобы доказать, что людям не все равно, что происходит в городе. А в других местах конфликт стараются быстрее замять, чтобы он не успел расползтись не только по разным уголкам города, но и страны.

LA_Culture

Как бороться с этим? Да и нужно ли вообще? Современное общество настолько быстро меняется, что в скором времени на уродование исторических зданий города, власти будут смотреть сквозь пальцы.

Потеря национального духа, падение уровня культуры, пропажа заинтересованности в истории родного города — все эти факторы выйдут на первый план, и вместе с ними придёт исключительно финансовое решение конфликта; чем быстрее проблема разрешится, с помощью денежного катализатора, — тем лучше. Людям будет без разницы, какое здание испортили — культурное наследие или нет; важно будет лишь то, что оно не несёт в себе красоту, людям оно будет неинтересно; а то, что это остатки многовековой истории нашей страны — станет никого не волнующим фактором.

Екатерина Солдатова

комментарии