Откуда берутся бюсты Аполлона и карнизы с черепами?

#Город
5 февраля 2018. 19:46

«Капитель» — это нижегородская мастерская, специализирующаяся на создании лепнины из гипса, а также на холодном литье пластиков, полимеров и бетонов. Наверняка она знакома местным архитекторам и дизайнерам. Но много ли о ней знаем мы? Предлагаем познакомиться с «Капителью». Поверьте, это того стоит!

Кому и как пришла в голову мысль создать мастерскую?

Управляет и совладеет мастерской Данила Усов, именно он и его коллега учредили её в 2011 году. Причём произошло это случайно. Ещё до создания «Капители» Данила и его товарищ были посредниками. Они получали заказ и передавали его производителю, не принимая участия в производстве.

Однажды пришёл товар ненадлежащего качества, и им пришлось самим переделывать всю партию, чтобы удовлетворить запросы покупателя. Тогда-то и возникла мысль открыть свою мастерскую. Если им удалось проделать эту работу, почему бы не продолжить и выйти на новый уровень?

«Капитель» — это звучит капитально!

По словам Данилы, на момент создания мастерской не преследовалась цель придумать какое-то кричащее название, которое сбивало бы с толку. Наоборот, хотелось именоваться просто, но со вкусом. Был выбран термин «капитель» — близкий и понятный людям, интересующимся архитектурой и интерьером. Вместе с тем, звучит капитально. Ведь само слово происходит от латинского языка caput — голова. Так получилось красивое и уместное название.

Кстати говоря, в современной архитектуре капитель является деталью сборного каркаса, который представляет собой верхнюю часть колонны. Она воспринимает нагрузку от перекрытия, лежащего на ней.

Где искать «Капитель»?

Первоначально мастерская располагалась по адресу улица Марата, дом 51, неподалеку от Нижегородского Цирка. К сожалению, в апреле 2014 года произошел пожар, причиной которого стал поджог. Виновных найти не удалось до сих пор. А мастерскую пришлось перенести в другое место — переулок Спортсменский, дом 12, где она располагается и по сей день.

Заглянем внутрь мастерской

При входе в мастерскую ты понимаешь, что попал в мир творчества и «минеральной» (гипс — минерал) красоты. На стене холла размещены уголки рамок, которые соединяются в единую креативную композицию.

Далее тебя встречает лозунг на красном фоне: «Работать активно, смело, творчески!», и ты видишь готовые скульптуры или заготовки, ожидающие своего часа. Пройдя ещё глубже, оказываешься в самом сердце — цеху, где происходит процесс сотворения. Здесь так и хочется прикоснуться к прекрасному, попробовать самому воплотить в жизнь причудливые образы, возникающие в голове.

Мастерская состоит из двух небольших залов. В одном происходит создание модели и её формовка. То есть, делается эскиз будущего изделия, по которому возводится макет, а уже на него набирается масса пластического материала (глины) и уточняются мелкие детали скульптуры. Затем эта модель переводится в твердый материал (гипс) с помощью снятия литьевой формы. В другом же зале производится литьё гипсом по уже готовой форме и тиражирование.

Если присмотреться, замечаешь, что стеллажи заполнены изделиями, находящимися на различных стадиях проработки. И лишь местами по цеху размещены готовые скульптуры. Реалистичные узоры лепнины, прекрасные бюсты героев античности… От них сложно оторвать взгляд, хочется рассматривать со всех сторон, будто ожидая, что ещё немного — и они оживут.

Фотографии GAIDUK DENIS

Оригинальный ход

В основном производство гипсовых изделий ориентировано на декор и интерьер, потому что чаще всего люди делают заказы для благоустройства собственного жилища. Скульптура же ушла на второй план и не пользуется таким большим спросом. Интересно, что чаще всего среди изделий такого типа производится бюст древнегреческого бога Аполлона. Возможно, вы его где-нибудь видели, он довольно узнаваем.

Создание одной такой головы весом 4 кг занимает 3 часа, а с использованием станка — 40 минут. Ее себестоимость доходит всего лишь до пятисот рублей. В начале весны мастерская планирует провести промо-акцию и отдать ее совершено бесплатно своим партнерам или знакомым архитекторам.

Самое необычное, что на основании этой скульптуры закреплена небольшая прямоугольная табличка, на которой размещены контакты производителя. Так «Капитель» находчиво зарекомендовала себя, используя произведение искусства в качестве своеобразной визитной карточки.

Фотография Анастасии Волковой

Особые заказы

Большинство заказов совершают люди с доходом выше среднего. Они желают насладиться искусством и оставить после себя особое наследие. Отличный пример —заказчик, который купил целый этаж в доме на улице Белинского. Для него «Капитель» изготавливала различные элементы внутреннего интерьера, а сейчас работает над созданием авторского камина.

Другой клиент, с которым мастерская сотрудничает около пяти лет, заказал гипсовую композицию в виде гнезда. Количество птиц в нем совпадало с числом членов семьи. Первоначально было две птички и семь птенчиков. Так как клиент рассказал, что мечтает о тринадцати детях, им компанию оставили ещё шесть яиц, то есть невылупившиеся птенцы. После рождения каждого ребенка мастерская меняла статуэтку яйца на маленькую птичку. Гнездо пополнялось, как и семья.

Уникальный и пока единственный в своем роде заказ поступил в «Капитель» совсем недавно. Это надгробный памятник из бетона объемного прессования. Представляет из себя реплику надгробия XVI-XVII века с Парижского кладбища. По плану он будет готов к апрелю 2018 года.

Изысканные и незаурядные гипсовые изделия, сделанные руками человека, при правильной эксплуатации могут радовать глаз несколько веков, в отличие от других современных материалов, используемых при декорации помещений. Вспомните фасады зданий Невского проспекта в Санкт-Петербурге, которые завораживают своим великолепием, несмотря на то, что были созданы несколько веков назад.

Взгляд вперед

В Нижнем Новгороде достаточно сложно осуществлять такое ремесло: рынок не сформирован, спрос невелик…. Однако «Капитель» стремиться преодолеть эти трудности. В её планы входит разработка тиражных заказов и обновление оборудования, что позволит быстрее и эффективнее создавать изделия, экономя время и силы сотрудников.

Мастерская всегда рада новым контактам и сотрудничеству. Например, в коллаборации с Мишей Масловым и архитектурной группировкой «[MISH] studio», она работает над творческим проектом — созданием композиций с черепами. Это будет интерьерная, брутальная, рок-н-рольная коллекция гипсового декора.

Также в стенах «Капители» проходят мастер-классы, на которые может записаться любой желающий. Она принимает студентов-практикантов и помогает развить профессиональные навыки, прививает любовь к искусству и этому изысканному ремесло.

ЕЛЕНА ИЛЮШИНА

ФОТОГРАФИИ АВТОРА И АНАСТАСИИ ЖИХАРЕВОЙ 

комментарии