Плей-лист от организатора выставки «Обратно домой» Артема Филатова

#Люди
29 августа 2018. 12:44

Сегодняшний плей-лист от Артёма Филатова. Нижегородский художник, куратор, организовавший выставку «Обратно домой», прошедшую в здании бывшего Музея Нижегородской Интеллигенции. За неё Артём получил государственную премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Региональный проект года». Чаще всего Артём работает в жанре инсталляции, скульптуры, печатной графики. Также он занимается искусством в общественном пространстве, являясь организатором фестиваля «Новый город: Древний» в Нижнем Новгороде в течение трёх лет.

Фото: Олеся Филатова

— Я интересуюсь разной музыкой — будь то классика или экспериментальный рок. Но больше всего я уделяю внимание японской психоделической музыке, которую долго собираю и изучаю. В течение некоторого времени я даже делился альбомами японских музыкантов, рассказывая о них в формате коротких рецензий в одном из музыкальных сообществ. Для последних выпусков брал интервью у нескольких известных исполнителей, часть из этих записей лежат не расшифрованными. Мне сложно выделить любимые песни, так как я слушаю музыку альбомами, а не избранными композициями. Вместе с этим, мне не представляется возможным соединять и ранжировать произведения, например, Эдварда Грига, Майкла Херли и Даниела Хиггса между собой. Поэтому я сделал подборку 10 ярких работ японских музыкантов для первого знакомства с ними.

Boris — Untitled (album: Smile)

Группа Boris стала для меня проводником в мир японской музыки. Как только я стал слушать их, мне довелось сразу же попасть на их концерт в сопровождении гитариста Мичио Курихара. Boris — это одна из тех групп, которая не может быть зажата в рамки определенного жанра — они легко перестраиваются, экспериментируют. Каждый альбом является самостоятельным высказыванием. Поэтому, когда вы говорите с любителями Boris, всегда можно наткнуться на то, что все они по-своему воспринимают разные творческие периоды группы и её отдельные альбомы, называя каноническими совершенно разные релизы.
Альбом Smile — это одна из немногих пластинок, которую я купил себе на виниле. Хотя я люблю альбом целиком, последняя композиция со Стефаном О’Майли из группы Sunn O))) стала для меня определяющей.

Yuri Yura Teikoku — Hollow me (album: Hollow Me)

Группа-легенда, которая прошла путь из андерграунда к многотысячным концертам. Их последний студийный альбом «Hollow me» стал настоящей классикой, ознаменовавшей переход от шумового шугейза к совершенно другому звучанию. Сам по себе альбом слушается на одном дыхании, но именно эта песня стала главным саундтреком к изумительному четырёхчасовому фильму «Любовь на показ» Сиона Соно.

Shintaro Sakamoto — Others (album: Love If Possible)

Солист группы Yura Yura Teikoku после распада группы занялся сольным проектом и к настоящему моменту выпустил уже три альбома. Возможно, вы не поверите, но эти, казалось бы, спокойные песни на самом деле посвящены таким темам, как суицид, искусственный интеллект и другим в этом духе. В такой музыке как у Сакамото можно найти какую-то сложную простоту, которая и ставит особняком его произведения.

Maher Shalal Hash Baz — You keep saying in your heart (album: Blues du Jour)

Совершенно отличный коллектив, состоящий из мужа и жены Тори и Рейко Кудо, которые играют наивные песни для тех, кто, как они сами выражаются, «обычно не слушает музыку». Выбрать одну песню у группы невозможно в принципе, так как все их альбомы — это история со своим началом и концом. Часть альбомов вообще может состоять из десятка коротких зарисовок длиной в тридцать секунд. Например, альбом «Return visit to rock mass», изданный на трёх виниловых дисках, больше похож на запись театрального представления. Отчасти это правда, ведь группа во время выступлений часто приглашала всех своих друзей на сцену играть вместе на музыкальных инструментах.

Jacks — Love Generation (album: Vacant World)

Влияние The Beatles на японскую музыку оказалось очень своеобразным, что привело к возникновению целого жанра «group sound». Из всех таких коллективов конца 1960-х особняком стоят Jacks — группа, существовавшая менее 5 лет, но серьезно повлиявшая на японскую музыку. Их иконографический альбом «Vacant World», выпущенный в 1968 году, хоть и относится к психоделике, но его звучание более темное и тяжелое. Неудивительно, что позже мы встретим много каверов на их песни у коллективов из Японии, а также у таких групп, как Damon & Naomi.

Les Rallizes Denudes — Strong Out Deeper Than The Night (album: 02/17/1993 Club Citta)

Воистину легендарная группа Les Rallizes Dénudés стала родоначальником японской психоделики в таком виде, в каком этот жанр закрепился в истории. Это группа, которая в своём большинстве не выпускала альбомы, а те релизы, с которыми мы имеем дело, представляют записи концертов третьими лицами. Концерты, во время их существования, всегда проходили почти тайно. Альбомы выпускались неофициально и малым тиражом. Сама группа известна своей связью с леворадикальной группировкой «Красноармейская фракция Японской Коммунистической Лиги». В 1970 году участник группы Морияки Вакабаяси, который в этот же год покидает коллектив, участвует в попытке захвата самолета. Эта ситуация ставит по угрозу существование коллектива, и родоначальник Les Rallizes Dénudés — Такаси Мидзутани теряет и меняет множество музыкантов, уходя практически полностью в подполье.

Конечно, слушать Les Rallizes Dénudés стоит по записям их концертов, где рассказывается все шумовое звучание коллектива. Мидзутани описывал его как «тотальная сенсорная атака». В 2004 году в Германии была издана коллекция из 13 дисков с записями коллектива c 1993 по 1997, в издание вошли концерты «последней эры» группы, начиная со второго возвращения на сцену и заканчивая последним выступлением группы с Мидзутаи в честь ее тридцатилетия.
17 февраля 1993 года в клубе Citta в городе Кавасаки был записан концерт группы. В данном случае мы слушаем не просто запись концерта, а неофициальный ремастеринг, позволивший серьезно повысить качество записанного концерта, являя собой, возможно, один из самых качественных по звуку доступных материалов Les Rallizes Denudes.

White Heaven — Fallin’ Stars End (album: Out)

Легендарный коллектив, основанный вокалистом и гитаристом Ю Исихарой и гитаристом-виртуозом Мичио Курихарой. В 1991 году White Heaven выпускает свой первый альбом «Out» на лейбле P.S.F. Records, который был организован вокруг другой, не менее знаменательной группы High Rise. Лейбл стал главным издателем независимой и авангардной японской музыки. Он много сотрудничал с такими исполнителями, как Кейдзи Хаино и Масаки Батох. С альбома «Out» становится понятен масштаб этих музыкантов, потрясающие гитарные партии от Курихары и голос Исихары соединили в себе западные ноты и восточный взгляд на вещи.

The Stars — The World I Left Behind (album: A Perfect Place To Hideaway)

После распада White Heaven Исихара собрал группу The Stars в 1999 году. Руководствуясь мыслью, что «выше небес только звезды», он собрал практически такой же состав музыкантов вместе с Мичио Курихарой, пригласив потрясающего басс-гитариста Чио Камекава, который играл в Yura Yura Teikoku. Свой второй альбом «A Perfect Place To Hideaway» они издали в 2005 году, финальная песня которого особенно повлияла на мою жизнь и отношения с близкими людьми.

The Silence — Tango Whiskeyman (album: The Silence)

После завершения истории психоделик фолк группы Ghost, её основатель Масаки Батох организовал коллектив под названием The Silence, выпустив одноимённой первый альбом в 2015 году. Богатый материал работы носит дух 70-ых. Именно это время, по словам участников группы, стало для них ориентиром. Здесь есть и собственная версия «Tango Whiskeyman» группы Can и песня народов Аппалачи, но главное — есть звучание легендарный японской группы Ghost!
Когда Masaki Batoh начал работать над своим четверным сольным альбомом, он пригласил многих своих друзей-музыкантов. Состав оказался настолько хорошим, что вместе они решили собрать новую группу — The Silence, за один месяц был записан дебютный альбом.

Очень интересно, что The Silence вернулись снова к аналоговой записи. Если у альбома группы Ghost — Temple Stone (1991) из-за большого количества инструментов запись была цифровой, то The Silence имеет достаточно простую структуру. Все писалось напрямую, без склеек и вставок.
Сам Maskai Batoh работает медиком, занимается традиционной медициной и иглоукалыванием, трудясь каждый день в одном из госпиталей в Токио. По его словам, он имеет лишь один выходной день, чтобы заниматься музыкой.

Fushitsusha — Cipher (暗号) (album: A Document Film of Keiji Haino)

Кейдзи Хаино является одним из пионеров экспериментальной импровизационной музыки в Японии. Скрывающийся за чёрными очками, 66-летний Кейдзи с длинными седыми волосами все ещё не теряет хватку. В 1978 году он собирается с одним из самых своих известных коллективов — Fushitsusha, с которым в 2012 он выпустил альбом в поддержку выхода документального фильма о себе, снятого Казухиро Ширао. Хотя у Хаино совершенно уникальная и бескрайняя дискография, с множеством коллективов и в разных жанрах, но именно эта версия композиции «Cipher», записанная в 2011 году, мне кажется наиболее удачной. Здесь на бас-гитаре играет Чио Камекава, а вокал Кейдзи передаёт его запоминающуюся манеру выступлений.

БЕСЕДОВАЛ АНТОН КАЛИНИН

комментарии