Площадь Лядова: история названия, ее прошлое и будущее

#Город
21 мая 2020. 12:01

Мы проводили трансляцию в Instagram-аккаунте с нижегородским экскурсоводом Катериной Семухиной. Поговорили про площадь Лядова, историю ее названий, а также кто такой Лядов и что можно увидеть на площади сейчас. Здесь мы расскажем об этом же на случай, если кто-то не посмотрел трансляцию. 

Автор: Игорь Иванов

История площади

Существует мнение, что изначально площадь называлась Крестовоздвиженской, но подтверждений этому нет. Зато улица, которая сейчас Красносельская, ранее точно была Крестовоздвиженской. 

За время своего существования площадь ни раз сменила название, — это правда. Так с 1881 года она была Монастырской. К слову, именно это название и считают историческим. С 1938 года именовалась площадью Ромена Роллана, однако совсем недолго. Уже в 1947 году площади дали имя Лядова. 

Интересно, что Нижний Новгород — единственный город России, в котором есть площадь Лядова. А вот улицы Лядова есть в Городце, Володарске и Лысково. В Нижнем Новгороде до 1990-х город улицей Лядова называлась Большая Печерская.

Кто такой Лядов? 

Мартын Николаевич Лядов (12 (24) августа 1872, Москва — 6 января 1947) был советским историком и революционером. Его настоящая фамилия — Мандельштам, кроме того, у него было много партийных псевдонимов. Например: Русалка, Мартын, Григорий, Семенович, Саратовец, Лидин. 

Интересно, что Лядов не был Нижегородцем. Он родился в Москве в семье акушера-гинеколога Николая Мартыновича Мандельштама, учёного-медика, основателя и директора фельдшерской и повивальной школ в Могилёве, и Веры Осиповны Иоффе.

В Нижнем Новгороде он никак не отметился и ничем не запомнился. Даже умер он тоже в Москве (урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища). 

Он был членом РСДРП, большевиком, участвовал в подготовке московского вооруженного восстания в 1905 году. Интересно, что был период, когда он рассорился с большевиками и даже уехал из России, но позже помирился. Это было в 1908-1911 годах. 

В 1917 стал председателем Бакинского совета рабочих и солдатских депутатов. В 1920 году входил в ВСНХ РСФСР (Высший совет народного хозяйства РСФСР), а с октября 1921 года занимал пост директора Центрально управления нефтяной промышленности ВСНХ РСФСР. 

Работал в Истпарте (научно-исследовательское учреждение, которое занималось сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. — прим. ред.) при ЦК ВКП(б). 

Кроме того, работал ректором Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова с 1923 по 1929 годы. Был членом Центральной ревизионной комиссии ВКП(б) с 1927 по 1930 годы, а также в 1930 году председателем Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями Наркомпроса РСФСР, с 1929 по 1930 года заведующим Архивом Октябрьской революции.

Лядов считается автором первых трудов по истории РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия. — прим. ред.) и РКП(б) — ВКП(б) (Коммунистическая партия Советского Союза. — прим. ред.). 

Таких как: «История Российской социал-демократической рабочей партии», ч. 1-2, 1906, «25 лет Российской коммунистической партии (большевиков). Исторический обзор развития и борьбы» (1923), 

«14 лет диктатуры пролетариата» (1931) и др. Кроме того, Лядов подготовил к публикации (с предисловием) полный текст протоколов 3-го съезда РСДРП.

Знакомство с Горьким 

Нет сведений, были ли они представлены лично, но были точно знакомы заочно, так как Лядов много раз упоминается в переписке Горького с Богдановым. Прямой переписки Горького с Лядовым нет. Лядов входил в группу Богданова «Вперед» (там же были А. Луначарский, В. Базаров, Г. Алексинский, С. Вольский (Валентинов), и др.), которая принадлежала к так называемым «другим», или «Левым большевикам», противостоящим ортодоксальному марксизму ленинцев. Социализм они понимали не как классовую борьбу с капиталом, а как творчество новой жизни, в том числе духовной, гармонизацию мира и человека, что очень роднило их с Горьким.

В основном Лядов упоминается в переписке Горького с Богдановым в 1903-1910 годы, когда заходит речь о написании трудов об истории партии или организационных вопросах московской ячейки партии и проведении лекций.

Кстати, если Строев не возьмется читать русскую историю, это можно возложить на Лядова, он несколько лет изучал русскую историю, и именно с такою же целью

А.А. Богданов-Горькому, 24 июня (7 июля), 1909 год, Париж. 

(Источник «Горький в зеркале эпохи» (неизданная переписка). Серия «М. Горький. Материалы и исследования»).

Лядов также был лектором Каприйской партийной школы, что тоже не исключает возможности знакомства с Горьким.

В «L’Humanité» (1905г, № 587) 12(25) ноября было опубликовано интервью с Лядовым, который, говоря о помощи Горького социал-демократической партии, заявил:

Великий романист является очень убежденным и образованным социалистом, идеи которого проникнуты учением Маркса. В течение многих лет он принадлежит к социал-демократической партии, и преданность его нашему делу безгранична.

Возвращение площади исторического названия

Основным аргументом по возвращению площади исторического названия служит тот факт, что Лядов к Нижнему не имеет никакого отношения. Это наследие советских политических переименований, и у нас есть много других вариантов, более подходящих.

Автор: Павел Савельев

Такие разговоры появились еще в 2012 году. Тогда исполнилось 200 лет с указа Святейшего Синода о переносе Крестовоздвиженского женского монастыря от кремля на южную окраину города. На имя главы Нижнего Новгорода, тогда еще Олега Сорокина, пришло письмо инициативной группы нижегородцев с ходатайством о возвращении исторических названий площади Лядова — «Монастырская» и улице Красносельской — «Крестовоздвиженская».

Тогда авторы инициативы уповали на то, что монастырь является историческим центром прилегающей к нему территории. В списке подписавшихся за переименование значились известные нижегородцы: глава администрации Нижнего Новгорода в 1991–1994 годах Дмитрий Бедняков, председатель Заксобрания Нижегородской области в 2007–2011 годах Виктор Лунин, президент НГПУ имени Козьмы Минина Лев Шапошников, двукратный олимпийский чемпион Николай Круглов и другие. Предложение было рассмотрено и одобрено специальной комиссией. Однако затем процесс забуксовал — был признан слишком спорным.

Основной аргумент «против» — бюрократическая морока. Нужно заложить бюджет на переименование, менять много документов, хотя, на площади Лядова не зарегистрирован ни один нижегородец (на площади нет никаких жилых зданий, за исключением общежития студентов НГТУ им. Р. Е. Алексеева — бывшего Вдовьего дома).

В апреле 2014 года глава администрации города Олег Кондрашов в своём видеоотчёте заявил, что площадь Лядова планируют переименовать в Крестовоздвиженскую. И всё бы хорошо, только исторически так называлась улица, которая ныне называется Красносельской. Площадь же именовалась Монастырской.

В 2015 снова начались активные разговоры, что площадь следует переименовать обратно, но ничем конкретным это не закончилось.

Что находится на Лядова? 

Бугровский дом (бывший Вдовий дом) или общежитие НГТУ.

Архитектор — Н. А. Фрелих

Построен в 1887 на монастырской площади для матерей с детьми. 165 квартир с общими кухнями, баней и прачечной. Была лечебница, скотный двор, конюшня. Дом содержался на проценты, которые набегали с банковского вклада Николая Александровича. 

Около дома стоит памятник Бугрову. Его открыли в 2014 году (архитектор Хаберев, скульптор Пурихов).

Крестовоздвиженский монастырь (Окский съезд, 2Б)

Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. В пожарах 1685 и 1715 годов монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевел инокинь в женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноименной церковью. Туда же владыкой Нижегородским Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля. В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель — будущий Крестовоздвиженский монастырь.

После очередного пожара в 1809 году, в 1814 году монастырь отстроили за чертой города у Арзамасской заставы (нынешняя площадь Лядова) и переименовали в Крестовоздвиженский. Сделали местом «отработки» епитимий для женщин — в основном там каялись прелюбодейницы, а чтобы «плоды греха» не пропадали неизвестно где, пока матери заняты делом, рядом был построен детский дом. В народе он остался как Вдовий, потому, что женщины тоже, зачастую, оставались там — идти одиноким дамам с детьми было некуда. В XIX веке в монастыре жило 30–35 инокинь и более ста послушниц.

Обитель существовала весьма успешно до самой революции, в ходе которой была упразднена. Монахини, тем не менее, оставались там еще около 10 лет. После закрытия монастыря монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. В 1927 году монастырь (точнее, его территория) был переименован в «военный городок имени Ворошилова».

Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены, собор пустовал. 19 августа 1935 года Комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила:

Бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос.

Но приказ выполнен не был. В 1950-е годы монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос».

Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. В 1995 году Нижегородской епархии были переданы Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял 100%. 27 сентября 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе.

25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь.

Памятник в центре площади 

Старожилы этих мест говорят, что раньше здесь стояли большие часы. 

В 2015 году на зеленом островке в центре площади установили в памятник — монумент изображает фигуру равноапостольной царицы Елены, патриарха Макария и изваяние Креста Господня. Именно по указанию святителя Макария и царицы Елены в IV веке в Иерусалиме был найден и воздвигнут Честной и Животворящий Крест Господень.

Монумент изготовлен на Минском скульптурном комбинате при участии Благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены. Масса скульптур — по 1,5 тонны каждая, постамента — 22 тонны, высота памятника достигает 7 метров.

На открытии Валерий Шанцев сказал:

Сегодня здесь, на площади Лядова, открывается памятник Воздвижению Животворящего Креста Господня. Безусловно, это возрождение наших глубоких, коренных духовных традиций. <…> Памятник, открываемый в этом месте, рядом с Крестовоздвиженским женским монастырем, стоит в высокой точке Нижнего Новгорода. Наши предки ставили святые кресты на наиболее памятных местах, на перекрестках дорог, на въезде в города. Поздравляю вас, владыка, и всех, кто здесь находится. Благодарю всех участников этого прекрасного проекта!

Это всё, что нам рассказала Катерина Семухина о площади Лядова. Надеемся, дорогой читатель, ты узнал много нового. Подписывайся на наш инстаграм @instannov и не пропускай следующие не менее интересные трансляции.

ИРИНА САМОТОХИНА

КАТЕРИНА СЕМУХИНА

комментарии