Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала: «Задача выставки — изучение генезиса уральского искусства, вопросов того, как и откуда произошли те или иные образы.»

#События
1 марта 2018. 09:53

28 февраля в Арсенале состоялось открытие выставки «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала». Экспозиция, созданная Уральским филиалом ГЦСИ, состоит из работ 54 художников и творческих объединений, представляющих собой «срез актуальных произведений в период с конца 60-х годов прошлого столетия по настоящее время».

Выставка состоит из трех хронологических блоков: 1960-1980, 1980-2000, 2000-настоящее время. Живопись, графика, видеоарт, скульптура, видеодокументация перфомансов —все эти работы демонстрируют поразительную разнообразность и уникальность искусства этого региона.

Выставка «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала» особенно актуальна потому, что является исследовательским проектом, в основе которого лежит попытка обособить уральское искусство, каталогизировать его, уловить взаимодействия, преемственность, влияния, сформировавшиеся в этой среде.

Главный специалист научно-просветительского отдела Арсенала Алексей Старков поделился с нами своими мыслями о выставке:

«Человек, обладающий минимальными знаниями истории искусства, отечественного или общемирового, будет удивлен тому, насколько узнаваемы некоторые образы и темы, представленные на выставке. Мало того, что многие из этих художников находились в замкнутых реалиях Советского Союза, они также были в некотором смысле изолированы по отношению к искусству за границами самого Урала. Он далек от центра России, а русское искусство в привычном понимании — это все-таки искусство центральной части страны, а не Удмуртии, скажем, или других регионов.

На выставке ты ловишь себя на мысли, что люди, варившиеся во всем этом, на каком-то подсознательном уровне схватывали темы и подсознательные образы, которые до них уже воспроизводились, но при этом художники никак не могли об этом знать. Либо, как сейчас, какие-то идеи рождались параллельно.

Например, картины Алексея Константинова напоминают Павла Филонова, но он никак не мог видеть его произведения. Потому что работы Филонова закрыли в запасники после двадцатых годов, и где-то до конца 80ых неофициально его творчество было под запретом. „Антимиры“ Евгения Демченко напоминают скульптуры Луизы Буржуа и Альберто Джакометти, а он об их творчестве явно никогда не знал. И это очень интересно: как одни и те же мысли и идеи улавливаются, видимо, на каком-то подсознательном уровне совершенно разными людьми. Задача выставки — изучение генезиса уральского искусства, вопросов того, как и откуда произошли те или иные образы. Здесь мы видим некую альтернативную линию развития русского современного искусства.»

Выставка «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала.» обязательна к посещению. Экспозиция настолько разнообразна и нестандартна, что каждый посетитель непременно найдет здесь хотя бы одну работу, которая зацепит его за живое, заставит задуматься о чем-то, вызовет ассоциации с произведениями других художников.

Эта выставка демонстрирует, насколько уникальным и вместе с тем разным может быть культурное наследие одного региона и как мало мы знаем о том современном искусстве, которое формируется далеко от центральной части России.

АННА ТЕНДИТНАЯ 

ФОТОГРАФИИ АВТОРА 

комментарии