Станислав Говорухин: «Всё, что написал Сергей Довлатов — это было у меня, один в один».

#Медиа
1 декабря 2015. 10:44

На прошлой неделе прошла творческая встреча с режиссером Станиславом Говорухиным, который в рамках конкурса «ТЭФИ – регион 2015» представил нижегородцам уже прошедшую в кинотеатрах картину «Конец прекрасной эпохи», снятую по мотивам произведения «Компромисс» Сергея Довлатова. Сначала был общий просмотр, после которого нижегородцы получили уникальную возможность пообщаться с легендой российского кинематографа.

Журнал ИЛИ очень внимательно слушал мэтра отечественного кино и представляет Вам подборку его высказываний о своей картине, о российском кино, о жизни, о советском прошлом.

130363_original

О «конце прекрасной эпохи»

Человек к концу своего творческого пути всегда должен снять что-то о себе, о своей биографии, о своём творческом пути. Когда я прочёл Довлатова, я подумал, что ничего мне не надо сочинять, потому что всё, что он написал, — всё это было у меня, один в один. Можно считать этот фильм автобиографичным. Я также начинал как журналист и только потом оказался на телевидении. Я собирался лет 20, чтобы снять эту картину.

В фильме хотел немного покритиковать советское время, но так, чтобы зрителю захотелось туда хоть на минутку. У меня получилось это, и я доволен. Многое было лучше, а многое и хуже. Говоря об этой прекрасной эпохе, я в первую очередь говорю об искусстве: это было действительно совершенно уникальное время. Возникли новые театры, такие как «Современник» и «Театр на Таганке», развилась литература, появились новые газеты и совершенно необыкновенный кинематограф. Я старался придать фильму большую реалистичность.

71867177

Впервые о Довлатове я узнал в 1989 году, и думаю, что в то время снял бы его так же, как и сейчас, потому что само время не особо поменялось с тех пор. А вообще, одна из задач, которые я себе ставил — снять чёрно-белый фильм, чтобы было ощущение, что снимался он именно в 60-е годы, но без цензуры.

В фильме показано большое количество кадров, в которых были сигареты и алкоголь. Можно было обойтись без них, но мне не хотелось. Во-первых, курю сам, во-вторых, у меня была задача показать всё так, как было, и я с ней справился. Показал, что много курят, а курили ещё больше, и никто не обращал внимания на это.

utgq1DThQYpBPqmYXKfZXuiBEN

О жизни

Всё, что создано в нашем мире, включая компьютеры, создано курящими людьми, а жизнь некурящих людей неинтересна.

Чем фильм лучше, тем провальнее он выглядит в кинопрокате. Тем более сейчас, когда в кинотеатрах сидит не молодёжь, а «тинейджеры».

Один голливудский режиссёр сказал, что он снимает для четырнадцатилетнего подростка, который ничего не понимает и ждёт только, как говорят, «экшена». Сейчас качество фильмов находится именно на этом уровне. Скоро люди уже разучатся писать и читать. Память компьютера заменяет человеческую. Это даже смешно: у человека в кармане миллионы энциклопедий, а он ничего не знает. Память — это молодость, и как только память стареет, молодость пропадает.

govoruhin

О кино.

Вы вряд ли имеете представление о российском кинематографе, а я имею. Смотрю абсолютно всё, что производится в нашем кино, и от этого иногда прихожу в полнейший ужас.  На мой взгляд, страшно то, что такую картина о нашей стране видят и за рубежом.

Для меня лучшим режиссёром всех времён и народов является Чарли Чаплин. Если говорить о советском кино, то это в первую очередь «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Весна на Заречной улице» — вот мои любимые фильмы. Также фильм «Начало» Глеба Панфилова.

Я могу назвать десяток современных отечественных фильмов, но все они провалились в прокате. Хорошее кино, к сожалению, до зрителя не доходит.

Екатерина Солдатова

комментарии