«У любого искусства свои законы» — интервью с поэтом Анной Сеничевой

#Люди
4 декабря 2019. 10:05

Сетевая поэзия изобильна: на одном только портале «Стихи.ру» зарегистрировано восемьсот с лишним тысяч авторов (больше, чем половина населения Нижнего), выложивших суммарно около 47 миллионов произведений. Если напечатать их все, толщина такой книги превысит полтора километра. Как ориентироваться в этой вселенной читателю и как не потеряться автору?

Анна Сеничева занимается фотографией (в объектив ее камеры попадают и поля, и яблоки, и нижегородские свадьбы), много путешествует и доказывает, что сетевая поэзия живет не только в сети. «Черничное небо» и «Бег от цунами» — обе книги Анны выдержали несколько переизданий. На ближайших концертах она обнимет своих читателей из Москвы, Петербурга, Кирова и Сыктывкара. Мы поговорили с Анной о способах контакта с аудиторией, ведении сообщества и внутреннем устройстве текста.

«Я в свой рюкзак запакую утро и понесу его на плечах» — Анна привозит читателям стихи в неизменном зеленом рюкзаке.

О пабликах VK, читателях и открытости

Один из главных вопросов начинающих авторов: как найти своего читателя? А много читателей?

Нет универсального алгоритма. Да, нужно как минимум создать группу в VK, предлагать посты в профильные паблики, которые размещают у себя на стене стихи, смотреть, как развиваются другие авторы. Но это очень сухой ответ. Чтобы понимать, как найти читателя, надо понимать гораздо глубже: как устроен механизм современной сетевой поэзии изнутри, а на это надо время и безумие (без последнего есть риск быстро сдаться).

На что вы обращаете внимание, подбирая иллюстрации и аудиозаписи к стихотворениям для публикации в интернете?

На свои внутренние позывные. Музыка находится сама, точнее, она всегда есть, остается только гармонично наложить слова на звуки. С иллюстрациями немного иначе. Точно не выберу мрачные и банальные сюжеты.

Хороший перформанс, как и публикация стихотворения, требует долгой предварительной работы с музыкальными и художественными образами.

Вы пользуетесь «средствами автоматизации» для общения с аудиторией или предпочитаете отвечать на каждый комментарий лично?

В группе есть кнопка «Быть в курсе». Каждый желающий может подписаться на рассылку информации о концертах, книгах, новых стихах, но это не общение. Это информирование.

Наверное, я один из самых открытых к общению авторов. Отвечаю на каждый комментарий, личное сообщение, смотрю профили читателей. Мне это важно и интересно.

У вас есть постоянные помощники?

Ребенок помогает паковать бандероли, мы вместе придумали название следующей книги. Мама — главный критик. Все, что касается ведения группы, я не доверю никому.

Обе книги выходили в твердом и мягком переплетах. Кроме стихов, здесь можно найти множество черно-белых фотографий — про жизнь Анны, ее близких, красоту окружающего мира.

Об особенных маршрутах, гастролях и локомотиве желаний

Где предпочитаете выступать? Без чего ваши концерты не смогут состояться?

Мне нравятся небольшие уютные залы человек на 80. 

Второй вопрос хороший. Без моего желания. Это вообще главный локомотив любых событий в моей жизни.

О каких местах в мире у вас самые теплые воспоминания?

В каждой поездке было что-то незабываемое. 23 страны отмечены на моей личной карте путешествий. Я турист-интроверт, люблю уникальные маршруты без шумных толп рядом. Если это условие соблюдено, то воспоминания самые теплые.

В Нижний вы переехали издалека и давно. Какие у вас отношения с этим городом сейчас?

Я родилась в Хабаровске, жила там до 6 лет и очень хорошо помню тот период детства. Но родным городом считаю Нижний Новгород. Это любовь, и мне кажется, что взаимная.

Как пересекаются в вашей жизни стихи и фотография?

Четкая закономерность: как только я собираюсь больше времени уделять фотографии, тут же случается что-то прорывное в поэзии. Если честно, то не успеваю заниматься и тем, и другим одновременно. Есть идея совмещать гастрольную деятельность с фотографией, работаю сейчас именно в этом направлении.

О стихах и стенах Сикстинской капеллы

Почему вы изменили свое отношение к созданию стихов и прозы на заказ?

С 2017 года у меня вообще все изменилось. Я про стиль стихосложения и про осознание поэтических механизмов изнутри.

Стены Сикстинской капеллы были украшены на заказ. Это к тому, что у любого искусства есть свои законы. Надо их понимать и чувствовать, а не гнаться за мнимой теорией вдохновения.

Как вы относитесь сейчас к своему первому стихотворению?

Очень трогательно, с улыбкой. Там совсем детские строки, так что никак иначе относиться к ним нельзя.

Свои стихи про каждый из двенадцати месяцев Анна собрала в авторском календаре. 

В каких случаях вы используете слова или фразы на иностранных языках в стихотворениях, а в каких случаях можете посчитать это неуместным?

Редко использую. Не знаю, как идентифицировать эти случаи. Их очень мало. Смутно представляю в своих стихах вставки из немецкого или турецкого, хотя знаю эти языки.

Что в поэзии никогда не может быть оправданным?

Оправдать можно все: этакая поэтическая презумпция невиновности, но только в том случае, если перед нами действительно хорошее произведение.

БЕСЕДОВАЛА СОФИЯ ОРШАТНИК

комментарии