«Я думаю, что группа «Аффинаж» тоже сочиняет очень крутые мелодии», — плейлист от басиста коллектива Сергея Шиляева

#Медиа
27 марта 2018. 19:29

«Аффинаж» — один из самых плодовитых на современной отечественной сцене музыкальных коллективов. Музыканты ежегодно представляют на суд слушателя новые полноформатные релизы, при этом постоянно экспериментируют со звуком, ритмикой, вводят новые инструменты. 4 апреля в нижегородском концертном зале «Premio» группа «Аффинаж» покажет полную версию «Золота», презентует новый сингл и не забудет о старых хитах. Купить билеты на концерт можно уже сейчас, а пока мы представляем вам плейлист от басиста коллектива Сергея Шиляева.

Однажды в Омске я оказался в гостях у человека, чей отец был в приятельских отношениях с первым директором группы «Гражданская Оборона». Через это знакомство мой товарищ стал обладателем уникального и крайне интересного собрания материалов из архива Г.О. и Егора Летова. Больше всего меня поразила небольшая тетрадка в клетку, в которую аккуратным почерком Игоря Федоровича были вписаны названия дисков и пластинок из его личной коллекции.

На долгое время этот список-каталог стал моим путеводителем в мире психоделической музыки 60-х годов. В нижеследующем тексте я попробую выбрать и описать 8 треков из моей собственной фонотеки. Каждый из этих треков/альбомов/исполнителей заставил размышлять о себе и натолкнул на собственные музыкальные идеи. Некоторые из этих идей уже можно услышать в альбомах «Аффинажа» и «Быдлоцыкла», другие еще выкристаллизовываются и попадут на будущие релизы.

1. PJ Harvey — Dry — Oh My Lover

Я вырос в небольшом городе и в музыкальном отношении был вскормлен русским роком. Поэтому весь пласт рока западного и альтернативного начал открывать для себя уже в более зрелом возрасте с появлением интернета и возможности выбираться за музыкой в столицы. Одним из важнейших явлений альтернативы для меня стала ПиДжей.

Я очень люблю все ее творчество, все периоды, все коллаборации, но в отношении гитарного звука больше всего впечатляюсь дебютником 1992 года. Стив Воэн, Роб Эллис и сама Полли играют грязно и мазано, отдавая дань модному тогда гранжу, но при этом в их музыке очень много пустот, которые позволяют композициям дышать. Перегруз на басу в первом треке — это просто сказка. Сейчас, кстати, такой саунд снова внезапно вошел в моду, особенно среди подростковых команд. Правда, отличие ПиДжей и компании было и в том, что помимо эталонного звука они писали еще и потрясающие песни.

Картинки по запросу (16+) pj harvey. the peel sessions 1991-2004 (cd)

2. St. Vincent — s/t — Digital Witness

Вслед за классической представительницей альтернативы 90-х идет более юная гитаристка, мультиинструменталист и композитор Энни Кларк, она же St. Vincent. Я редко ползаю по ютубу, но в один из вечеров просматривал канал лейбла 4AD и наткнулся на совершенно потрясающие ролики с живых выступлений неизвестной мне девушки. Девушка выделывала с гитарой такие вещи, что в течение нескольких часов я пересмотрел и перечитал все, что нашел о ней в интернете, стянул с торрента дискографию и на некоторое время перестал слушать что-либо другое вообще.

Говорят, что время музыкальных экспериментов осталось в 60-х. Слушая Энни Кларк, понимаешь всю «старпёрскую» несостоятельность данного заявления. Во второй части альбома «Золото» группы «Аффинаж» басовая партия одной из песен исполнена на синтезаторе Moog. Это аранжировочное решение было подсказано в том числе и огромным впечатлением, которое на меня оказали работы St. Vincent (бас-гитары, к слову, в её коллективе нет).

Картинки по запросу Digital Witness — St. Vincent

3. Dr. Dre — 2001 — The Watcher

Гениальный альбом от одного из самых востребованных продюсеров и битмейкеров хип-хопа. Здесь тоже нет бас-гитары, но басовые линии, которые Доктор Дре выводит в своих композициях, любимы мною не меньше, чем партии Гедди Ли (Rush) или Стива Харриса (Iron Maiden). Ну и сами композиции здесь великолепны — хит на хите. Про список приглашенных звезд молчу — у Дре иначе и быть не могло. Следы влияния американского гуру можно отыскать в моих партиях на аффинажевском «Сделай море» и в альбоме «МНМЛЗ» проекта «Мистер Быдлоцыкл».

Картинки по запросу still dre 2001

4. Nicolas Jaar — Space Is Only Noise — Keep Me There

Чилийский музыкант и продюсер Николас Яар — одно из моих самых ярких открытий в электронной музыке за прошедший год. Чтобы было понятно, насколько яркое: в свою виниловую коллекцию я, как правило, покупаю только самый любимый альбом того или иного исполнителя, а остальную дискографию просто скачиваю в mp3.

Так вот, с Яаром такой выбор я сделать не смог — в итоге на вертушке периодически крутятся оба его LP. Однако с любимым треком вопросов не возникает — это однозначно Coil’оподобная Keep Me There (для особо дотошных: имеется в виду, конечно, поздний Coil). Стабильный танцевальный бит, единственная бубнящая фраза, резанный саксофонный семпл и транспонирование ближе к концу — этими простыми средствами трек за пять с половиной минут отправляет слушателя в полный меломанский нокаут.

 

Картинки по запросу nicolas jaar space is only noise

5. Prince And The Revolution — Purple Rain — The Beautiful Ones

В последнее время я часто задаю людям, в музыкальном вкусе которых уверен, один и тот же вопрос: «Принс или Майкл Джексон?». Задаю, потому что до сих пор не решил сам для себя, кто из этой гениальной пары мне ближе. Лично для меня различие между ними кардинальное: если Джексона я слушаю, так сказать, ради чистого кайфа, то Принса — словно разгадываю ребус. Главная загадка — почему музыкант, на чьих альбомах гитару я выискиваю с микроскопом, признан одним из лучших гитаристов поп-музыки.

Разгадка, кажется, не так уж далека — просто гитара Принса звучит так, что не сразу заподозришь в ней именно гитару. А его песни, зачастую больше экспериментальные, нежели хитовые, несут на себе отпечаток какой-то непререкаемой стильности. Являясь одной из главных фигур поп-музыки, он тем не менее остается недоступен для пошлости коммерческой эстрады (чтобы понять, о чем я, просто сравните Принса с каким-нибудь Элтоном Джоном). За то и любим.

Картинки по запросу prince electric intercourse studio version

6. Anathema — Weather Systems — Untouchable Part 1&2

…а также исполнение этой песни из концертного фильма Universal, записанного в Болгарии при участии Пловдивского Филармонического оркестра. Замечательный пример того, как легко и воздушно может звучать «тяжелая» группа. Хотя, судя по короткостриженой публике на видеоверсии Universal, лелеять металлическое прошлое Анафемы и мечтать о «возвращении к корням» продолжают только в России.

Untouchable окрыляет. Это гимн, несущиеся над водной гладью красивые птицы, замирающее сердце, слезы восторга на глазах. Причем если разбирать песню «по деталям», то ничего сверхсложного в ней, как и у Яара, не обнаружится. Летящий хэт, звонкий гитарный перебор, красивые голоса, клавишные подушки — все это воздействует на какие-то потаенные внутренние глубины слушателя, минуя мозг, бьет прямо по физиологическим центрам удовольствия. Ну, типа как Элджей, только не говно, а шедевр.

7. The Dave Brubeck Quartet — Time Out — Take Five

Мне нравится квартет Дэйва Брубека. С недавних пор потихоньку знакомлюсь с джазовым наследием, и Брубек — один из лучших. Особенно часто включаю его серию «Jazz Impressions Of…», где музыканты доступными им средствами описывают свои впечатления от разных уголков Земли. А вот Take Five, композиция с альбома «Time Out», благодаря которой Брубек и его великий подельник Пол Дезмонд стали звездами не только джаза, но и вообще, меня оставляла равнодушной. Это как мелодии Морриконе или «Время вперед» — ты с детства слышишь их в настолько мещанских контекстах, что как музыка они уже просто не воспринимаются.

Но вот буквально на днях я дал себе установку: отбросить сопутствующую мишуру и услышать композицию как-она-есть. И оказалось, что есть она очень даже как! Это настоящий хит, который намертво заседает в голове, но при том — сложный, тонкий, изысканный. Юркий и подвижный усилиями Брубека и ритм-секции, но в то же время медитативный за счет альт-саксофона Дезмонда. Вообще, в джазе (а у описываемого коллектива особенно) есть мелодии очень крутые — развитые, многоликие, прилипчивые.

Когда в коде песни «Твой главный враг» бас, баян и тромбон вместе играют одну и ту же тему, я думаю, что группа «Аффинаж» тоже сочиняет очень крутые мелодии.

 

Картинки по запросу time out dave brubeck

8. Bryan Ferry — Boys And Girls — Valentine

Закончу пластинкой, которая (невероятно, но факт!) вдохновляла меня во время работы над альбомом «Брак ради московской прописки» проекта «Мистер Быдлоцыкл». Брайан Ферри, записав атмосфернейший альбом «Avalon» в составе Roxy Music, довел его идеи до совершенства на двух последующих сольниках: «Boys And Girls» и «Bete Noire». Альбомы-порталы в туманный, томный и безумно сексуальный фантастический мир.

Фанковые аранжировки парадоксальным образом не превращают музыку в развеселый карнавал, но добавляют в нее ритуальной негритянской танцевальности на грани с вудуистскими ритуалами. Ферри, как и Принс, — человек-стиль, а его голос в середине 80-х заставлял слушательниц (и слушателей, уверен) испытывать те же сладкие ощущения, что и голос нашего Эма Калинина. Жизнь VIP’a, такие дела.

Картинки по запросу (16+) bryan ferry. boys and girls (cd)

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ СЕРГЕЯ ШИЛЯЕВА ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

Концерт группы «Аффинаж» состоится 4 апреля в 19:00 в «Premio». Слушателей ждут сразу несколько сюрпризов, и, конечно же, музыканты исполнят самые любимые и ожидаемые хиты, которые принесли группе славу ярчайшего события в российской музыке последних лет. Купить билеты можно по ссылке.

 

комментарии