«Жить без любви, сосед, быть может, просто. Но как на свете без любви прожить?»

#Люди
25 февраля 2019. 11:28

«Очень простая история» об очень непростом выборе в жизни молодых людей — вот, что представляет собой спектакль молодого коллектива La_la_course под руководством режиссера Татьяны Ягуновой. Постановка заставляет зрителей смеяться до колик вместе с эксцентричным Петухом, умолкать, вникая мудрости старой Лошади, и бороться с подкатившим к горлу комом от драмы, развернувшейся между влюбленной парой и их родителями. Как заставить зрителей утирать слезы попеременно то от шуток, то от горя? Как показать не только комичность, но и переживания животных? Об этом мы решили побеседовать с актерами La_la_course Софьей Тесленко и Никитой Ремизовым.

Ребята — студенты 3 курса отделения «Актер драматического театра и кино» НТУ им. Е.А. Евстигнеева.

Соня исполнила роль наивной маленькой Свиньи, которая, как никто другой, влюблена в жизнь и каждый раз по-детски пытливо расспрашивает товарищей о мире за стенами хлева, мечтая однажды полететь.

Никита сыграл Соседа, обедневшего и пьющего, но искреннего и добродушного крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради внучки, которая должна вот-вот родиться.

Режиссером спектакля стала Татьяна Ягунова, а проникновенные музыкальные вставки, которые ребята исполнили сами, помогли подготовить студенты 4 курса Нижегородской консерватории им. Глинки — Глеб Шапков и Елена Шушалыкова (из отделения хорового дирижирования).

Софья Тесленко в образе Свиньи. Фото: Ирина Неженцева

Привет! Расскажи, как между участниками коллектива распределялись роли?

Соня: Каждый режиссер и педагог работает по своим принципам, но Татьяна Владимировна дала нам право выбора и поинтересовалась, кого бы мы желали сыграть. Инкогнито мы оставили записки с нашими пожеланиями. Затем, основываясь на своем видении, внутренних образах и наших комментариях, Татьяна Владимировна распределила роли, и как-то получилось, что все актеры играют, кого хотели.

С какими трудностями вы столкнулись в процессе постановки?

Никита: Наверное, для меня были сложности в самой роли: она возрастная, а я еще молод. Оказалось трудно, но в то же время интересно искать нужное состояние, познавать сущность старого человека, алкоголика, который потерян и разочарован в жизни.

Соня: Мы долго трудились над тем, чтобы люди в образах животных не выглядели по-детски комично, как в мультиках. Каждый актер серьезно над этим работал. Когда в конечном итоге начали собирать постановку воедино, то мы всем курсом пытались поймать такую атмосферу, чтобы получилось весело и по-доброму.

На фото справа: Никита Ремизов в роли Соседа. Фото: Henri Bulychoff

Кто твой любимый персонаж?

Соня: Безусловно, Свинья! Когда я читала пьесу, то безумно влюбилась в этого персонажа. Мне хотелось сыграть его и понять внутреннюю логику. Казалось бы, это простой образ наивной девочки… Но в нем столько подводных камней, наводящих на размышления! Ее любовь к Хозяину. Отношение к другим животным. То, как она живет мечтой к полету. Для меня это самый любимый и обаятельный персонаж!

Никита: Мне нравится Свинья с ее наивностью. Она умеет радоваться всему: речке, солнышку, звездам… И это круто! Думаю, многим взрослым можно было бы у нее поучиться.

Что помогло тебе вжиться в образ?

Никита: Я бродил, смотрел на людей, на алкашей, на то, как они пьют водку, как ходят, выглядят, общаются. Вживаться в роль Соседа было одновременно трудно и интересно.

Соня: В начале работать над характеристикой и образом Свиньи было странно, потому что я не понимала, как играть животное, не будучи им? Первым шагом стало наблюдение за настоящими свиньями: видео в интернете, фотографии, интересные факты — это немного помогло. Дальше я представила себе этого персонажа в образе ребенка. Для меня Свинья — это маленькая девочка, поэтому я смотрела на детей: как они общаются, чем занимаются, как мыслят и рассуждают.

Слева направо: персонажи — Корова, Лошадь Сестричка, Свинья и Пес Крепыш. Фото: Ирина Неженцева

Что для тебя главное в театре?

Никита: Внимание зрителей, подчеркнутое ощущение реальности внешнего мира. И внутренняя свобода! В обычной жизни я немножко человек с комплексами, как и все, а театр помогает узнать о них и убрать, «почистить» себя.

Соня: Театр существует для того, чтобы люди уходили оттуда с теми мыслями и переживаниями, которые хочет донести режиссер, чтобы каждый спектакль проникал в душу и оставлял там след. Театр дает мне то, чего нет в жизни. Мы все видели сказочные истории о том, как главные герои прожили долго и умерли в один день. Быт так или иначе разрушает это волшебство, а в театре все вроде бы по-настоящему, но присутствует и какая-то магия. Ты веришь происходящему и думаешь: да, в жизни тоже может быть так!

Расскажи о впечатлениях от твоего первого выхода на театральную сцену?

Соня: Впервые это произошло на спектакле «Мамы», и я не могла поверить в то, что нахожусь на сцене в качестве актера! Всего 2 года назад я сидела в зрительном зале, с открытым ртом смотрела на исполняющих роли и мечтала, что когда-нибудь окажусь на их месте. И тогда, словно по какому-то волшебству, я почувствовала, что люди видят и слушают меня! Это было так удивительно! После того, как мы отыграли спектакль, мое счастье граничило с удивлением и полным отрицанием происходящего.

Никита: Обмен энергетикой — вот первое, что чувствовалось. И радость. Радость, что я могу говорить, могу дать что-то людям, что я сам транслирую идеи и проблемы. Осознание того, что тебя слушают и взаимодействуют с тобой — это потрясающе.

Персонажи Хозяин и Алексей, сын Соседа. Фото: Фото: Henri Bulychoff

Какие роли тебе нравится исполнять больше всего?

Соня: Знаете, есть такая цитата: «На сцене мы хотим казаться теми, кем в жизни не являемся». Я бы никогда не подумала, что мне достанется роль наивной маленькой Свиньи. Это было расхождением и внешнего, и внутреннего. Изучать внутреннее было особенно занятно: ведь на самом деле я не ребенок, который смотрит на мир через розовые очки. Но мне хотелось понять, каково это: наслаждаться жизнью и мечтать. К сожалению, или, может быть, к счастью, таких ролей мне еще не доводилось играть, поэтому было безумно интересно.

Никита: Я бы хотел сыграть себя. По-настоящему побыть на сцене собой: таким, какой я есть сейчас. У меня еще не было подобной роли..

Как ты считаешь, за два с половиной года совместной игры на сцене, в чем вы продвинулись?

Никита: Когда мы монтируем сцену и собираем декорации, проявляется наша «командность»: видно, кто, где и чем занимается.

Соня: Актерский опыт приобретается не с теорией (хотя первая часть нашего обучения, конечно, была построена на ней и на познании себя). Но, когда ты уже более или менее сформирован как личность и как актер, не хватает, конечно, опыта, который накапливается работой, работой и снова работой. С каждым спектаклем мы все больше понимаем специфику профессии.

Фото: Henri Bulychoff

Как вы понимаете, удался ли спектакль в целом?

Соня: По спектру эмоций, которые испытывает публика, начиная от улыбки и заканчивая слезами: слезами радости, слезами горя, слезами от смеха. Вы не представляете, как это ценно, когда зал реагирует на шутки, на ситуацию. Это дает толчок выкладываться все больше и больше, потому что ты играешь и чувствуешь отдачу, и хочется выжать из себя столько, сколько вообще возможно.

Никита: На следующем спектакле ты смотришь, сколько пришло зрителей, и понимаешь, что сарафанное радио действует. Зал заполнен, зритель пришел — значит что-то работает, значит интересно, значит об этом говорят.

Вы смотрите во время игры в зрительный зал или полностью погружены в процесс?

Соня: Существует такое понятие, как «четвертая стена» — актер, будучи на сцене, представляет себе прозрачную «четвертую стену», отделяющую его от зрительного зала. Мы погружаем зрителя в историю, но не общаемся с ним напрямую. Наблюдаем за реакцией только на поклоне, когда видим, как вытирают слезы, как улыбаются, и именно тогда мы можем оценить проделанную нами работу.

Никита: Я пока что учусь, поэтому, да, бывают моменты, когда реакция зрителей отвлекает. Это может очень сильно сбить, ты «выпадешь» из роли. Но для этого мы находимся здесь, чтобы работать и справляться с такими препятствиями.

Сосед пытается застрелить Лошадь Сестричку. Фото: Ирина Неженцева

В вашем коллективе есть традиции?

Соня: Перед любым выступлением мы всегда складываем руки вместе и придумываем спектаклю девиз нынешней ситуации. Нет никакого заготовленного текста. Это может быть: «С Богом!», или, как перед «Очень простой историей», «За себя и за Марусю»… Педагоги и студенты — все складывают руки и с криком вскидывают их, энергетически настраиваются на спектакль — и в бой!

Какие у вас планы на будущее, как у коллектива?

Соня: Далеко вперед загадывать сложно, мы, конечно, не мастерская Фоменко, чтобы после выпуска сделать из нас полноценный театр (хотя очень хотелось бы!). Мы прекрасно понимаем, что, получив среднее специальное образование, многие не захотят останавливаться на этом и пойдут учиться дальше, станут работать в театре. Каждый выберет свой жизненный путь, но сомнений в том, что мы останемся единым целым, точно нет! Мы не просто однокурсники — мы La_la-банда, которая поддерживает друг друга в любых ситуациях.

Какие спектакли планируются в ближайшем будущем?

Соня: Мы продолжим играть «Очень простую историю» и водевиль «Провинциалы в Париже, или Нельзя без шарлатанства» французского автора Эжена Скриба, премьера которого состоялась недавно.

Что для тебя La_la_course одним словом?

Соня: Можно я отвечу так, как уже назвала нас? Это «La_la-банда»!

Никита: Проба. Если двумя словами: проба пера. Это площадка, на которой ты не боишься ничего потерять, и это замечательно! Ты будешь продвигаться дальше, реализовываться в своей профессии. Пока мы «никто», но стараемся открывать для себя возможности, пробуем — иногда «лажаем», иногда побеждаем, но каждый раз узнаем что-то новое!

БЕСЕДОВАЛА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВА

комментарии