Живи игрой — 4 фильма о том, что не покажет ни одна трансляция со стадиона

#Мир
2 июля 2018. 22:43

Футбол как мечта. Футбол как смысл жизни. Футбол как право на внутреннюю и внешнюю свободу. 4 фильма, в которых футбол — это гораздо больше, чем просто игра.

Самое важное из всех неважных дел

Чемпионат мира по футболу, в этом году имеющий к нашему городу прямое отношение, не мог оставить ни одного нижегородца равнодушным. Давно «повесившие бутсы на гвоздь» мужчины, щедро делятся в барах со всеми желающими своими авторскими методиками тренировок и аналитикой тактических просчетов. Женщины, никогда футболом не интересовавшиеся, важно прогуливаются по главной городской улице, украшенные цветами флагов стран, некоторые из которых вряд ли смогли бы уверенно показать на карте мира. И все вместе они теперь каждый вечер вместо традиционных домашних посиделок отправляются в центр, прихватив с собой детей и домашних питомцев, чтобы в толпе таких же, как они, трепетно следить за ходом поединка на поле.

Изучением «феномена футбола» сегодня занимаются многие науки: от антропологии и социологии до философии и культурологии. В чем причина такой универсальности футбола как межнационального вида спорта? Что заставляет одну группу людей, называемую «футбольными фанатами», активно радоваться вместе с поклонниками команды-соперника, которым они только что проиграли в состязании. А других, таких же «футбольных фанатов» — активно враждовать с собственным соседом просто потому, что он носит эмблемы другого спортивного клуба.

Все эти вопросы характеризуют футбол не просто как вид спорта, а как нечто гораздо более важное и сакральное. Перед вами подборка из 4 фильмов о том, насколько важную роль данный вид спорта может играть в жизни человека.

«Уилл» (2011).

Фильм повествует историю 11-летнего Уилла — фаната футбольного клуба «Ливерпуль». Мать рано его покинула, и теперь он вынужден обитать в интернате для мальчиков. У него отсутствует возможность смотреть матчи по телевизору, но зато есть радио, благодаря которому юный фанат знает о футболе гораздо больше, чем любой его сверстник. Трансляции заменяют ему жизнь за пределами стен спецшколы, а футболисты становятся заменой утраченным родственникам.
Но однажды происходит событие, которое полностью переворачивает его судьбу — после долгих жизненных скитаний к мальчику возвращается его отец. Он тверд в своем намерении начать с сыном жизнь с чистого листа. И как символ нового, дарит ему подарок — два билета на финал Лиги чемпионов в Стамбуле, побывать на котором Уилл мечтал всю свою жизнь.

Однако судьба диктует свои правила. Отец, которого мальчик только обрел, неожиданно умирает. Кажется, что жизнь, только начавшаяся, снова рушится, а Уилл остается совсем один в огромном мире. Но, несмотря ни на что, мальчик все же решает во что бы то ни стало осуществить мечту и отправляется в великое путешествие.

По началу его «одиссея» кажется очень наивной. Главный герой напоминает обобщенный образ братьев Сполдингов из известного «Вина из одуванчиков» Рэя Бредбери. Открытый и мечтательный, смелый и одновременно наивный, он отправляется в мир, который далеко не так безобиден и чист. Многие встреченные им на пути люди активно пытаются помочь ему. Уиллу раз за разом откровенно везет. Фильм полностью лишен отрицательных персонажей.

Несмотря на это, по ходу просмотра все чаще ловишь себя на том, что скепсис начинает отступать, и ты все больше проникаешься историей путешествия, в котором (как гласит гимн Ливерпуля, и по совместительству лейтмотив фильма) — «You`ll Never Walk Alone» («Ты никогда не останешься один»).

Это фильм о мечте и вере в нее. О дружбе, поддержке, доброте и целеустремленности. Он рассказывает об огромной «футбольной семье», которая способна принять тебя, и иногда даже заменить кровных родных.

Отдельного внимания заслуживает освещение темы футбольных фанатов. Для человека «извне» это словосочетание ассоциируется либо с неадекватным «быдлом», либо с агрессивными и злыми «бойцами». Разбитые витрины, перевернутые машины, сломанные фонари — все это имеет место быть. Однако, как правило, такие люди не имеют ничего общего с реальной культурой футбольных болельщиков. «Уилл» погружает нас в атмосферу межконтинентального братства, всеобщего сопереживания от ожидания и предвкушения матча, общего ликования до дрожи и мурашек.

«Хулиганы» (2005).

Так что же все-таки важнее — фанатское братство или семья, дружба или репутация, футбол или жизнь? Фильм, в котором одновременно замешаны кровь, пиво и адреналин, дает на это ответ. В жизни есть вещи гораздо более важные, чем отстаивание чести родной группировки. Зачастую это можно понять лишь тогда, когда отступать уже слишком поздно.

«…наступает время, когда понимаешь, что в жизни для тебя нет ничего важнее семьи…», в этой прописной истине «Хулиганы с Зеленой улицы» созвучны героям еще одного культурно значимого фильма «Американская история Х». Он подводит итог более глобальной, но все же очень близкой проблеме — «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло, оно того не стоит».

Молодой студент — журналист Мэтт, покорно принимая наказание вместо своего соседа-мажора, оказывается отчисленным из колледжа и уезжает к своей дальней родственнице в Англию — родину современного футбола. По случайному стечению обстоятельств он оказывается втянутым в разборку между двумя враждующими фанатскими футбольными клубами. Ощутив вкус крови и власти над жизнями других, он осознает, что теперь может стать кем-то гораздо более значимым вопреки тому, кем являлся всю жизнь.

Конечно же, в финале подобных фильмов обязан кто-то умереть. Футбол здесь лишь повод показать тонкую грань между бессмысленным насилием и тем, что способно воспитать и закалить человека. Главный герой успеет испытать на себе обе стороны этого непростого вопроса и в финале примет верное для себя решение.

«Валерий Воронин. Потерять лицо» (2005).

Документальный фильм о неоднозначной судьбе одного из лучших футболистов своего поколения, вписавших себя в летопись советского спорта. «Ален Делон от мира отечественного футбола», самый несоветский из истинно советских людей, «своими ногами, представляющий во всем мире рабочие руки родной страны». Воронин — яркий представитель периода «оттепели» в нашей стране.

Фильм повествует нам о последовательной хронологии его самораспада. Считавший себя европейским человеком, но все же выращенный в советской среде, он слишком поздно понял, что является недостижимой звездой лишь для своих, тогда как в остальном мире есть люди, кто с радостью оспорил бы его первенство.

Желание соблазнить одну их икон сексуальности того времени Софи Лорен? — Отказ. Она просто не обратила на него внимания.

Стремление одолеть Пеле — властителя мирового футбольного «олимпа»? — Гений футбола даже не запыхался, уходя от Воронина в отрыв.

Гордость своим превосходством и в собственной внешности, и на поле? — Он сам же в одночасье и поставил крест на этих сторонах жизни.

Возникнет вопрос — так зачем же смотреть фильм? Ведь это человек, который, возгордившись, погубил себя.

Как мы все знаем, история циклична. И говоря о прошлом, мы думаем о нашем настоящем и, конечно, о будущем. Говоря о Воронине, мы подспудно вспоминаем эпоху, во многом заложившую основы нашего современного уклада жизни — как в социокультурном плане, так и конкретно в спортивном.

Одновременно с просмотром фильма интересно поразмыслить, как переплетение разнообразных событий (личных, профессиональных, политических и культурных), которые, кажется, никак не связаны, все же могут влиять друг на друга. И как по-разному это может отражаться на судьбах людей.

«Офсайд» (2006).

Матч мирового чемпионата 2006 года. На поле сошлись команды Ирана и Бахрейна. Кинолента показывает нам краткий эпизод из жизни нескольких иранских девочек-болельщиц, пытающихся проникнуть на стадион, чтобы посмотреть матч. В Иране женщинам запрещено посещать спортивные мероприятия с мужчинами, чтобы те не впали в искушение при виде голых рук и ног. Главных героинь быстро задерживают и отправляют на задворки стадиона, где для таких, как они, создан целый девичий отстойник. Его охраняют трое молодых солдат, выполняющих свой «национальный долг».

Различные комические перипетии приводят к тому, что охранники начинают испытывать уважение к столичным девчонкам, таким далеким от стандарта иранской женщины.

«А почему же, когда мы играли с Японией, японские туристки сидели на нашем стадионе?» — спрашивает одна из пленниц.
«Ведь они наш язык не понимают» — ничего лучше не находит сказать солдат.

В итоге все приходит к тому, что один из охранников, следя за ходом матча, ведет специально для арестованных подобие репортажа. В финале героини выскакивают из автобуса и сливаются с ликующей толпой, которая празднует победу, дающую путевку на Чемпионат мира в Германию.

Футбол и кино — это основа современного общества Ирана. Для зрителя «Офсайда» их связь усиливается еще и тем фактом, что сам фильм длится чуть больше полутора часов (хронологические рамки стандартного футбольного матча). Но самое интересное: воспринимая происходящее с точки зрения девушек, находящихся «вне игры», и не видя ни минуты матча, к концу мы ощущаем там свое личное присутствие.

Хотя фильм и формально заявлен как комедия, стоит держать в голове, что футбол в Иране — это спорт с серьёзной политической нагрузкой. Власти Ирана строго контролируют и жёстко ограничивают свободу собраний физических лиц. В настоящее время лишь в одном случае люди могут несанкционированно собраться  и не быть при этом наказанными — когда Иран выигрывает футбольный матч. В эти моменты улицы города стихийно заполняются людьми, и начинается праздник. И не существует ничего, что могло бы их остановить. Именно это явление в конце фильма режиссер Джафар Панахи запечатлел на плёнку. В «Офсайде» этот праздник прерывает полицейский автобус, который везёт болельщиц в отделение полиции нравов.

К сожалению, финал фильма имеет мало общего с жизнью самого режиссера. Как и другие фильмы Панахи, «Офсайд» запрещен к показу в родной стране. Сам он, выйдя в знак протеста против нелегитимных выборов на улицы города, был арестован и осужден. Ему запретили заниматься профессией и давать интервью в течение 20 лет. Однако это не помешало ему с тех пор создать еще 4 фильма, которые впоследствии тайно переправлялись им за границу и показывались на ведущих мировых площадках.

Для главных героинь фильма так же, как и для его режиссера, формальный властный запрет не является тем, что могло бы остановить их на пути борьбы за социальное равенство. Благодаря финалу мы понимаем: повсеместные ограничения — лишь внешние обстоятельства. Внутри же  соотечественники свободны. И если одна из самых свободных игр — футбол, дает им повод высвободить все то, что в повседневной жизни они хранят глубоко внутри себя, так почему бы не снять фильм о футболе, который послужит манифестом свободы для каждого в мире.

АЛЕКСЕЙ СТАРКОВ

комментарии