Александр Дёмкин: «Главное, подцепить воображение на «крючок»

#Люди
19 июня 2018. 10:43

Не все художники фестиваля «Место» являются участниками множества проектов. В отличие от Ильи Мозги или Ромы Мураткина, Александр Дёмкин «в принципе мало, где участвовал, буквально по пальцам пересчитать». Отчасти это связано с тем, что он из Рязани — города, где стрит-арт практически не развит. Саша пришел на интервью почти сразу после приезда. Он рассказал нам о своем первом впечатлении от Нижнего, суровых рязанцах и своей любви к образам.

Саш, бывал уже в Нижнем?
— Нет, первый раз в этом году приехал.

Видна со стороны подготовка города к ЧМ?
— Я заметил, что все завешено баннерами и сеткой. Что-то подкрашивают, подшпаклевывают… Есть хорошие дома, за ними все время следят, видимо. Как писал недавно один мой нижегородский товарищ, к осени, наверное, все облезет и снова вернется на круги своя. Но это история про все города. Берутся в последний момент… А вот в плане уличного искусства — все отлично.

Ты сам давно рисуешь?
— Ну, тяга к этому была еще с дошкольного возраста. Все дети рисуют, а я делал это более усердно, с большей ответственностью. На стенах творю, наверное, лет с 12-13.

Что мотивировало тебя выйти на улицу?
— Просто детское, искреннее, откровенное любопытство. Мне было интересно, как краска будет ложиться на стену. Я увидел граффити на фотографиях, которые мне показывал мой знакомый. Он тогда ездил в Москву, а мы сами жили в небольшом поселке. Такого у нас нигде не было, это было ново, и только через фотографии мы как-то узнали об этой деятельности. Ну и дальше такая стандартная история: купил автоэмаль, пошел за гаражи… Я тогда очень активно увлекался футболом, поэтому писал везде названия своей команды. Потом мне сказали, что это некруто и нужно придумать псевдоним. Я полистал изображения со шрифтами в интернете, взял подходящие под псевдоним буквы и пошел делать граффити. Все это было сделано упрощенно, просто контур, даже без заливки. Однако это был первый опыт в таком масштабе, ночью (смеется). Было ново, экстремально, и адреналин зашкаливал. Только спустя время пошел какой-то прогресс. Нужно было придумывать все новое и новое.

Да, я посмотрела твои работы — ты очень классный портретист.
— Ну да, у меня есть интерес к разбору формы, анатомии… Я занимался этой деятельностью, учась параллельно на совершенно другую профессию.

На какую, если не секрет?
— Не секрет (смеется) — я механизатор сельского хозяйства. Это вроде востребованная и нужная профессия, но не мое. Поэтому после я поступил на графический дизайн в Рязанское художественное училище. Там уже начал подтягивать академический рисунок, живопись. Параллельно изучал разные программы: Photoshop, Corel Draw. Занимаясь рисунком, было очень интересно и любопытно работать с натурой, разбирать все тени, полутени, форму, объем… Меня все это очень увлекало, и долго не думая, я начал применять эти знания в своей деятельности. Начиналось все с граффити, со шрифтов, а потом фокус ушел немного в другую сторону: образы стали казаться более интересными, да и диалог с обществом через них как-то быстрее находится.

В «Место» ты первый раз участвуешь?
— Да, в первый. Я в принципе мало, где участвовал, буквально по пальцам пересчитать. Рязань в этом смысле немного закрытый город. Сейчас, благодаря интернету, соцсетям, меня замечают и начинают приглашать.

В Рязани с уличным искусством совсем все плохо?
— Ну, конкретно со стрит-артом — да. Я вообще ничего такого не видел. Бывают вспышки, трафарет, например, появился… Но так — никого. Мне даже пообщаться не с кем на эту тему, потому что кто-то уже забросил, кто-то в граффити, кто-то в бомбинге (прим. ред. — вид экстремального граффити). В рязанском стрит-арте только я пока что-то делаю. Из-за предвзятого отношения людей к такому виду творчества пропадает желание рисовать, но все равно продолжаю этим заниматься. Когда я рисовал на улице большую работу, 80 процентов людей как шли, уткнувшись в землю, так и прошли. К сожалению, вот так настроены у нас жители. Может, население суровее, многие из ВДВ, МВД… Даже девушки при форме, хмурые, строгие. Какое там творчество.

В Рязани бывали проблемы с горожанами? Или, может, с полицией?
— Я прилагал максимум усилий, чтобы не допускать такого. Как-то, когда я рисовал в центре города, была на меня пара полицейских наездов. Но я не вступал в конфликт. Просто отошел в сторонку, подождал, пока они пройдут, потом вернулся на место.

Можешь выделить одну свою работу, отличающуюся от остальных? Сложную или значимую для тебя.
— На данный момент у меня есть одна работа… Это не совсем стрит-арт, она находится в помещении. Делал её на свободную тему и работал над ней три недели. Назвал её «Червоточина», она выполнена вдоль лестницы, в очень узком пространстве. Мне хотелось визуализировать некий переход из одной временной точки в другую. Это мое объяснение, вообще не люблю комментировать то, что я сделал, потому что намного интересней слушать отзывы. Иногда даже придумывают что-то поинтереснее.

Главное, подцепить воображение на «крючок», и человек дальше находит свою философию, это круто.

Когда я над ней работал, условия были непростые. Рисовал по ночам, помещение замкнутое, дышать нечем. Вот я там конечно «кайфанул» (смеется).

«Червоточина» (фото со страницы «ВКонтакте» Александра Дёмкина)

Можешь как-то описать стиль своих работ? Или все идет, как идет?
— Это, скорее, какое-то сюрреалистичное направление. Все работы всегда под настроение, под атмосферу, все-таки окружение тоже имеет значение. Чаще всего сначала я выбираю стену, а потом делаю рисунок, а не наоборот.

В конце для тебя небольшой блиц.
1) Для тебя искусство это…
Выражение своих эмоций (как положительных, так порой и отрицательных), чувств и их визуализация.
2) Вдохновение приходит…
— Неожиданно.
3) Настоящий художник должен…
— Отдавать себе отчет о том, что он делает, и думать о последствиях своего творчества.

БЕСЕДОВАЛА КАТЯ КАНДАЛОВА

комментарии