«Борьба за транспорт» — как целый микрорайон оказался «отрезанным от города» или почему новая транспортная система дала сбой?

#Город
12 февраля 2018. 18:08

Казалось бы, Нижний — большой развитый город, но всё же некоторые его части до сих пор остаются «дикими». И это проявляется во многом: полузаброшенные кварталы, обветшалые здания, и один из самых острых вопросов на сегодня — чудовищная нехватка транспорта в некоторых микрорайонах.

Мы решили поднять эту проблему, потому что её масштаб достиг предела. Да, жители яро пытаются отстоять свое право на развитую инфраструктуру, и есть некоторые сдвиги, но они лишь временно маскируют недостаток. Мы расскажем о том, как микрорайон Бурнаковский решил вступить в борьбу с перевозчиками и чиновниками за доступный транспорт.

Микрорайон «Бурнаковка» и его транспорт 

В этом микрорайоне ещё недавно существовали проблемы с перевозками пассажиров. Во-первых, регулярно работали лишь два трамвая — № 6 и № 7. Надо сказать, ездят они уже больше полувека — ещё со времён деревни Бурнаковки. Но изюминка этого явления скорее в том, что траектория движения этих маршрутов почти идентична: до остановки «станция „Варя“» они едут вместе, а после неё разминаются —№ 6 направляется против часовой стрелки, № 7 — наоборот.

Во-вторых, действует маршрутное такси № 24. Оно обслуживает улицу Бурнаковскую. Однако множество жалоб поступают на него из-за огромных интервалов в движении, которые возникают из-за пробок на улице Коминтерна.

В-третьих, жителей Бурнаковки радует также совсем недавно запущенный автобус № 52. Интересный факт: в первый день на линию было выпущено целых 8 машин, как и положено по Реестру маршрутов. Но ликованию в скором времени пришёл конец, и сейчас в будние дни ездит всего 6 автобусов, в выходные — 3-4. А интервал движения составляет 15-45 минут.

Если сравнивать с другими микрорайонами Нижнего Новгорода, то «Бурнаковка» явно отстает по транспорту. К примеру, микрорайон «Цветы» меньше по площади и по населению. Однако это не помешало городской администрации обеспечить там полноценное транспортное сообщение в виде маршрутов № 41, 63, 92, 93, т-31, т-47, плюс в планах еще несколько маршрутов.

Информация о микрорайоне 

«Бурнаковка» является большим микрорайоном, который делится на три условные части. Собственно, «Бурнаковский» — в границах Сормовского шоссе, улицы Шаляпина, Куйбышева, Народной. Здесь есть трамвайная линия и располагается частный сектор. Затем идёт «Бурнаковский-2» — это многоэтажные дома по улице Народной (между трамвайной линией и улицей Бурнаковской). И совсем новый микрорайон «Бурнаковская низина» — это новостройки.

А если подсчитать обитателей всех трех частей: взять количество квартир и умножить на два (такое, в среднем, количество проживающих в одной), получится 20 тысяч человек! Согласитесь, набор из трамвая, маршрутки и автобуса никак не способен обеспечить потребность населения в перемещениях. Ведь стабильно ходят лишь трамвай и маршрутка. А на улице Куйбышева, где, к слову, расположены несколько детских садов и школа, общественный транспорт был упразднен.

Реальная транспортная проблема 

В чем же причины транспортной «болезни» микрорайона? Комментариями по этому поводу с нами поделится коренной житель «Бурнаковки» Александр Купин, который посвятил борьбе за транспорт почти год жизни:

«Во-первых, это относительная близость микрорайона к микрорайону Мещерское озеро, где с транспортом порядок. Во-вторых, невозможность в течение долгого времени создать маршрут, который бы не дублировал другие маршруты, при этом захватывая хлебные места (вокзалы, крупные ТРЦ).

Ещё — к счастью — уже исчезнувшая борская пробка. Водители с Т-24 изнывали порой от попыток пробраться через неё сюда. Сейчас этот фактор ликвидирован. Но напряжение осталось — а что, а как, а точно ли?

И ещё один фактор — „пофигизм“ властей („Бурнаковку“ никто никогда не любил особо), либо чьё-то лобби — некий предприниматель держал этот район под свои перспективные маршруты».

Все эти причины действительно существуют. А мы считаем, что почти полное отсутствие общественного транспорта связано еще и с наличием Сормовского шоссе — там есть станция метро «Бурнаковская» и множество наземных остановок. Вероятно, власти решили: пусть жители ходят до метро пешком, а там уж доберутся до центра. Мы попробуем понять, на какой почве эти неприятности произросли.

Экскурс в историю 

Дело уходит корнями еще в 80-е годы прошлого века. Тогда на улицу Куйбышева были перенаправлены автобус № 9 и маршрутное такси Т-8. Из-за строительства станций метро «Канавинская» и «Бурнаковская» эти два маршрута поехали через «Мещеру» и «Бурнаковку». После окончания строительства метро их оставили в таком виде — ведь всех всё устраивало. Условная «Бурнаковка-2» заселялась. Строились различные предприятия и дома для сотрудников: НМЗ, «Нижновэнерго». Поэтому автобуса, маршрутки и трамвая хватало, да и троллейбус более или менее сносно работал.

«Тут много чего пытались пустить. Какой-то депутат в 2005 году пускал 16 —ый маршрут „Красное Сормово — ул. Долгополова“, однако, к сожалению, проработал он всего недели две — полулегально, видимо. В 2006 пришли новые автобусы, выпуск на маршрут № 9 увеличили до 15 единиц, а сам маршрут продлили до к/ост „Верхние Печёры“ — так он начал пользоваться популярностью. Тогда много студентов оценило, что он не через Московский ездит. Но через буквально пару месяцев туда пульнули 90-ый, а 9 — снова до Минина. Объяснений — никаких.

В апреле 2008 года Департамент транспорта и связи хотел уже частную Т-8 г-на Комракова запустить, так всего день один ржавый ПАЗик поездил и всё. Потом тут Т-75 пускали, тоже в отказ перевозчик пошёл, хотя был тот, кто хотел этот маршрут взять — не дали. Потом тут шли разговоры, шли. А потом в ноябре 2014 сюда дотянули Т-24. А через полгода „девятка“ окончательно отбросила коньки, увы. Хотя, её никто и не ждал с одной машиной на линии, да и той — не всегда рабочей.», — продолжает Александр.

Обделенные транспортом 

Да, «Бурнаковка» кажется каким-то проклятым в плане транспорта местом. Неудивительно, что жители пошли на маленькую «революцию» — сколько же можно это терпеть!

Борьба началась быстро и ярко, ведь до этого годами формировались неблагоприятные обстоятельства, которые сделали свое дело — заставили действовать самих жителей.

«Лучшего варианта, чем собрать подписи с жителей, не нашлось, потому что забрасывать бумажками Департамент транспорта и связи, что, дескать, не на чем ездить, пустите маршрут, — это мертвый путь, так уже многие делали. Гораздо проще записаться на личный прием в Департамент, притащить им стопку листов с подписями. Это и есть живое доказательство того, что людям нужен еще транспорт», — делится с нами Александр.

Первоначально инициатором Александром Купиным был кинут клич в группе микрорайона во «Вконтакте». Затем вывешен бланк для подписей с предложением —продлить сюда Т-113, завернуть Т-21 и вернуть маршрутку Т-77 внутрь Московского района.

Зачинщик акции делится: «Жители сами печатали бланки, вешали их в подъездах — в общем, это была децентрализованная система. Был приём у начальства Департамента транспорта и связи. Пришёл, там был начальник ДТиС, Голофастов Александр Васильевич, и его помощник Кирилл Быков. Пришли к выводу, что с Т-113 идея хорошая, а остальное как-то „не айс“. Заодно мне социальную „девятку“ пообещали возродить. Порадовался — вот, думаю, подарочек-то к 21-летию! Стали ждать, думали, быстро решат — а вот нет, пришлось на ТВ звонить.»

13 июня в программе «Вести-Приволжье» был показан репортаж о проблеме: «К слову, „Вести“ оказались одним из немногих СМИ, которые нас услышали. Все остальные телеканалы и информационные программы нас игнорировали…», — акцентировал Александр.

Александр также рассказал о том, что в его адрес приходили анонимные письма с угрозами: «А там было написано, чтобы я прекратил распространять лживую информацию, иначе авторы „примут меры для прекращения распространения данной информации“.

Самое интересное, что письмо пришло с адреса ИП Каргин Д.В. Понятное дело, что это не Дмитрий Валентинович, ведь группа во ВКонтакте „В защиту Желтого бампера“ делала репосты с нашей группы, тем самым выражая поддержку, за что им огромнейшее спасибо. Потом всё само собой затихло».

Об итогах этой борьбы Александр рассказал нашему изданию: 

Как обстоит ситуация на сегодняшний день?

— В микрорайоне работает 1 социальный маршрут (№ 52), 3 коммерческих маршрута (92, Т-24, Т-113), трамваи № 6 и № 7, а также в часы-пик по будням троллейбус № 3.

Ассортимент, понятное дело, увеличился, но проблем всё равно хватает. Например, маршрут № 52 ходит редко. Первые два дня все довольны были, потому что ездило 8 машин каждые 15 минут, а сейчас их то 4, то 5. Машины-то на полный выпуск есть — водителей на них нет. И заканчивают ходить они рано, потому что водители, которых туда сажают, так называемые «целодневники» (прим. ред. — 12-часовой рабочий день).

С Т-113 есть одна проблема: они ездят с «крюком» через Мещеру, хотя официально делать так не должны. Проезжают через Акимова, Карла Маркса, Пролетарскую и едут к нам, и тем самым путают народ, который на Мещере садится, думает, что сейчас в микрорайон «Седьмое Небо» уедет, а едет на Бурнаковку. Люди чертыхаются, многие орут: почему вы не едете в «Седьмое небо»? Хотя у них там все остальные маршруты едут туда.

В Бурнаковском микрорайоне благодаря вашей инициативе и усилиям было проведено ещё три маршрута, а что ещё было сделано?

— В ноябре мы развесили на остановках таблички с информацией о маршрутах и расписаниями. Это было сделано за мой счёт. Люди смотрят, ориентируются. До недавнего времени висело расписание 92 маршрута, но его сняли в связи с тем, что он изменилось, а на новые таблички пока нет денег. Был вариант запустить краудфандинговую кампанию для сбора средств, но пока не знаем, стоит ли игра свеч.

Хочется выразить благодарность жителям микрорайона за то, что поддержали мою инициативу, отдельное спасибо Владимиру Сайлеру, помогавшему самым непосредственным образом.

Сейчас Бурнаковскому микрорайону хватает транспорта?

— По большей части, да. Если в прошлом году, когда не было никакого транспорта, на остановках скапливалось, в среднем, в часы-пик по 10-15 человек, то сейчас и больше 30 бывает по утрам. Народ поверил в то, что сюда ходит транспорт. Но, мне кажется, что в плане привлечения людей мы еще не всё сделали. Население надо пересаживать на общественный транспорт. И для этого делать его более достойным в плане обслуживания и оплаты проезда. Кстати, интересный факт — здесь выросла стоимость квартир из-за того, что повысилась транспортная доступность микрорайона.

Каковы дальнейшие планы?

— Сейчас мы «пробиваем» маршрут № 29. Он ездит через Гордеевку, мы же просим, чтобы его перевели на Акимова и Куйбышева. Кроме того, в этом году обещают наконец-то разворотную площадку построить в микрорайоне для автобусов, потому что сейчас они стоят на обочине, во дворах.

Также мы хотим организовать внутрирайонный маршрут по Московскому району, который будет иметь важное социальное значение — подвозить жителей к поликлинике, школам, детским садам, различным административным зданиям.

ДАРЬЯ ЯРИНЕВИЧ 

комментарии