Катя Мамаева. Все о концепции нижегородских фестивалей: от идеи до ее воплощения

#Люди
7 мая 2018. 11:37

 

Культурная жизнь в Нижнем Новгороде становится насыщеннее день за днем, и во многом это заслуга его жителей. Они сами создают среду, в которой им, их друзьям и близким было бы комфортно и приятно находиться. Чаще всего это выражается в event-событиях, которых у нас в городе очень много. Чтобы узнать о том, как создавать мероприятия городского уровня, мы встретились с Екатериной Мамаевой, одной из создателей студии «LOCO».

Как вы набрали команду и с чего все начиналось?

— Идея возникла в 2011 году. Мы с Екатериной Уникая, руководителем студии LOCO, работали тогда в сети фитнес-клубов. И так получилось, что у нас в голове была общая идея проекта. Именно он, арт-гид по интересным местам Нижнего Новгорода, положил начало всему, что происходило с нами в дальнейшем. Это был первый шаг к созданию студии «LOCO».

Если говорить о специфике организации фестивалей, то в Нижнем Новгороде сложнее или проще «создать» мероприятие, чем в Москве или Питере?

— Уже прошло более 5 лет с момента, как мы начали проводить фестивали в Нижнем. Раньше было не то чтобы сложнее, это было в новинку. Людям было интересно приходить и участвовать. Но специфика Нижнего Новгорода в том, что наши горожане воспринимают фестиваль как бесплатное развлекательное событие. То есть они к этому относятся как к какому-то массовому празднику, ко дню города, например. Они не понимают, что за всем этим стоят большие команды и большие расходы.

Часто люди высказывали свои претензии по поводу платного входа. С другой стороны, все остальные услуги на наших мероприятиях бесплатны. Понятно, что мы не можем заставить отдавать продавцов свои вещи просто так или сделать бесплатным фудкорт.

Также нужно учитывать тот факт, что Нижний — не очень большой город, так что из раза в раз приходилось звать одних и тех же людей.

В Москве можно делать сотню фестивалей и не повторяться: там действительно огромный поток хэндмейкеров (прим. ред. — мастер ручной работы), художников и других креативщиков. Мы же пытались придумывать разные форматы фестивалей, но начинка оставалась, как правило, одинаковая.

Почему в таком случае вы не уехали в Москву и не продолжили свою деятельность там?

— Мне всегда хотелось вложить свою лепту в развитие Нижнего Новгорода. В Москве бы это все было по-другому, там бы пришлось работать не на себя, а на кого-то. Ведь приехать в Москву и не зная никого сделать фестиваль такого масштаба, как мы делали в Нижнем, практически нереально. Это совсем другие деньги, а также там не будет такого слаженного коллектива, а команда — это основа хорошего event-события.

У нас не было желания, да и необходимости. В принципе, мы вполне неплохо реализовывали свои проекты в Нижнем Новгороде.

Вы придумали и провели довольно много интересных мероприятий за эти несколько лет. Планируете ли в этом году порадовать нижегородцев новыми фестивалями?

— Наш любимый фестиваль «Ботаника» всегда проходит в мае, но в этом году его не будет по многим причинам. Вероятнее всего, следующие фестивали будут осенью или зимой этого года. Насчет темы я пока точно не могу сказать. Осенних фестивалей у нас было несколько. Например, этнический фестиваль «Соседи» и «Фестиваль дружбы народов». Скорее всего, это будет связано с урожаем.

Какой самый необычный проект вы делали?

— После того как мы стали делать свои проекты, нас стали приглашать организовывать городские мероприятия. Как-то раз проводили фестиваль «Секреты мастеров». Это был довольно необычный для нас опыт. Если на своих мероприятиях ты всегда сам выбираешь, что и как делать, то в том формате у нас было четкое техническое задание от заказчика в лице департамента культуры. И какие-то моменты были необычными: к примеру, нам нужно было разрабатывать протокол — процедуру встречи официальных лиц.

Когда вы понимаете, что именно будет интересно людям? Ведь у вас все проекты получились успешными.

— Это происходит естественным образом, когда ты хорошо знаешь людей, которые к тебе приходят. Так, со временем мы стали ориентироваться на семейную аудиторию и, соответственно, анализировать, что нужно семье, которая приходит на фестиваль.

Приходят мама, папа, ребенок, и у каждого из них свои интересы. На самом деле, это такая интеллектуальная деятельность, основанная на опыте. У нас есть друзья, которые нам дают обратную связь. И этот момент очень важный: принимать фидбэк о том, что было плохо, а что — хорошо. Ну и, конечно, некое чутье помогало нам выбрать, что действительно важно и нужно. Повторюсь еще раз, что это все приходит с опытом.

К чему вы стремитесь, на кого пытаетесь быть похожими? Есть ли у нас в России другие подобные студии?

— Нашими учителями была московская команда Seasons. Это проект, который включает в себя журнал и проведение сезонных фестивалей. Мы ездили в Москву, чтобы учиться у них и перенимать опыт, но в итоге пошли разными путями.

В Нижнем, честно говоря, мы ни на кого не равняемся. Я не могу сказать, что мы были первопроходцами: и до нас делали фестивали, но они были не такими масштабными. Объективно наша студия стала делать самые крупные локальные мероприятия. Конечно, есть и привозные фестивали, которые делали крупные бренды.

Было еще классное мероприятие, называлось «Пикник на траве», проходило в Александровском саду. Его делали Максим Купер, Денис Гайдук и девочки из дуэта «Бесстыжие кудри». Мы начинали примерно в одно время, но у них был более тусовочный формат. Вообще, было весело. Это сейчас как-то фестивали приелись, хотя люди лукавят.

На самом деле, в городе не так много культурных событий, на которые можно сходить с семьей, поэтому фестивали — это очень крутая возможность весело провести время.

 

Какие сложности возникают при проведении фестивалей? За что вы переживаете больше всего?

— Конечно, когда ты проводишь масштабные мероприятия, есть такие факторы, на которые ты вообще никак не можешь повлиять. Во-первых, это погода: в любой момент может пойти дождь и длиться хоть все два дня фестиваля, поэтому мы всегда пребываем в некотором страхе, особенно на «Ботанике». В мае часто бывают дожди и грозы. Например, в прошлом году на фестивале было очень холодно. Это тоже повлияло на атмосферу мероприятия.

Во-вторых, существуют административные факторы. Нас пару раз пугали, что не разрешат проводить мероприятия, ведь существуют очень строгие нормы организации массовых событий. Эти нормы усиливаются, когда в стране что-то происходит.

Мы делали какое-то мероприятие пару лет назад, в то время обострилась ситуация на Украине. Нам просто открытым текстом говорили, что наше мероприятие могут закрыть, потому что оно будет признано на тот момент опасным для общества.

Что вы думаете насчет дальнейшего развития фестивалей в нашем городе?

— Я считаю, что фестивали должны развиваться, как и другие культурные проекты. Сейчас мне кажется очень интересным мультимедийное направление с подключением 3D визуализаций, когда комбинируется музыка, видео и сам контент.

Человек хочет, чтобы были задействованы все органы чувств: недостаточно просто смотреть, хочется еще и участвовать. Мне бы хотелось каких-то крутых арт-проектов, связанных с современным искусством или с техническими инновациями. Потому что, как мне кажется, всем уже надоело собираться и делать поделки.

На самом деле, главное — чтобы была душа. Современное искусство и высокие технологии часто бывают очень «холодными». Это все очень важно дополнять теплотой, душевностью.

БЕСЕДОВАЛА ПОЛИНА ФОМЕНКОВА

комментарии