Ксения Лядова: «Нужно быть внимательным к тому, что происходит у тебя в кадре»

#Люди
27 февраля 2018. 00:00

Суметь запечатлеть на снимке не только внешнюю красоту человека, но и внутреннюю — настоящее искусство, которое подвластно не каждому. Фотограф — это не только художник, но и психолог, чуткий слушатель и внимательный зритель.

Нам удалось поговорить с Ксенией Лядовой и узнать о её творческом пути, опыте преподавания и том, как рождаются идеи.

Как ты начала заниматься фотографией?

— Я всю жизнь училась в разных физико-математических школах, но при этом всегда любила рисовать, даже занималась в художке № 1. Талант был не настолько яркий, чтобы уходить в творчество с головой, и в старших классах надо мной взяло верх научное направление. Я поступила на радиофизический факультет и в целом думала, что так или иначе с наукой будет связана вся моя жизнь. Однако тяга к прекрасному, к визуальному стала побеждать, и я увлеклась фотографией.

Изначально интерес проявлялся с позиции зрителя: я смотрела очень много работ, вела ЖЖ, где каждый день писала о каких-то фотографах, что-то рассказывала и показывала.

Потом у нас в университете образовался первый фотоклуб. Там собирались энтузиасты с совершенно разных факультетов. Мы встречались, общались, организовывали выставки. Я состояла в клубе три года, и это повлияло на меня во многом. Однажды мне задали вопрос: «А почему бы не начать фотографировать, если тебе это так интересно?» И так в руках появился фотоаппарат, которому я стала уделять все больше и больше времени.

Я безумно люблю свой родной радиофизический факультет и считаю, что его выпускники — это определенное сообщество, каста. Тем не менее, так сложилось, что на последних курсах университета поняла, что при всем потенциале и большом желании идти куда-то в науку, я не знаю, как именно двигаться дальше. Параллельно с учебой в университете я фотографировала, мне было безумно интересно развивать свои задумки, помогать студенческим журналам и реализовывать в снимках задачи, которые передо мной ставили.

Ты где-нибудь училась фотографии?

— После окончания университета у меня в жизни случился переломный момент. Я понимала, что хочу учиться фотографии серьезно. Но в Нижнем подходящих для этого мест не было. Я узнала о школе имени Родченко при Московском Мультимедиа Арт Музее (ММАМ) и, закончив университет и получив диплом, уехала в Москву готовиться к поступлению. Нужно было сделать портфолио и написать CV. Процесс подготовки был достаточно сильным толчком к осмыслению того, чего я хочу от фотографии.

После того как мы сдали свои портфолио, нам сказали, что поступающие на курс арт-фотографии разделились на две группы: фотографы со сформированным видением и люди, которые находятся в поиске, но имеют задатки. В итоге они выбрали тех людей, из которых можно было что-то слепить. А нам предложили помощь с подготовкой портфолио и поступлением в Европу. В тот момент мне не хватило смелости, и я ушла в свободное плавание. Тем не менее, точно после этого я начала заниматься фотографией с пониманием, что именно я хочу делать.

И что было дальше?

— После поступления в Родченко появилась растерянность: куда идти дальше, было непонятно, но я решила остаться в Москве, потому что там больше путей для развития. У меня никогда не возникало желания заниматься коммерческой фотографией, я хотела работать над своими творческими проектами.

Я принимала участие в различных выставках, креативных съемках, пыталась найти пути реализации, но как-то не складывалось. Конечно, проходили выставки и в Грузии, и в Австрии, и в Нижнем в Русском музее фотографии. Проблема в том, что фотограф упирается в момент обеспечения себя, и порой приходится отойти от процесса творчества.

Я стала работать в крупной московской фотошколе, созданной людьми, по-настоящему любившими свое дело. Я вела их блог о фотографии, а потом начала преподавать. Параллельно я сама училась многому у старшего педагога школы. Это стало неким институтом жизни для меня, потому что, с одной стороны, это не профессиональное обучение, а с другой — большой практический навык, который отложился в моем визуальном воспитании, во взгляде на фотографию. Так я проработала в Москве пять с лишним лет. Были моменты, когда я уходила от фотографии, но всегда возвращалась.

В какой-то момент я поняла, что мне было бы интересно поработать в коммерческой сфере, заняться семейной, свадебной, портретной съемкой. И закрутилось. Сейчас я пришла к каким-то результатам, пониманию, как я хочу это делать, как я могу это делать, куда стремлюсь. Кроме того, именно сейчас, после достаточно долгого пятилетнего перерыва, я вернулась и к своим идеям, творческим задумкам.

Ты проводишь свадебные и семейные съемки, другие коммерческие фотосессии, и при этом делаешь личные фотопроекты. Что тебе нравится больше всего?

— Это две равноправные части моей работы. Что касается коммерческой фотографии… С одной стороны, ко мне приходит человек, у которого есть определенные пожелания, видение результата, и я его уважаю и как фотограф хочу реализовать. Но при этом я понимаю, что у меня есть свои сформировавшиеся взгляды и решения.

К свадебным фотографиям у меня особенно трепетное отношение, потому что это событие — очень важный и волшебный день. Поэтому для меня снимать подряд две-три свадьбы очень тяжело: не остается каких-то душевных, эмоциональных сил, а тут важно чувствовать окружающих.

Я люблю, когда есть возможность пообщаться с людьми до праздника, пофотографировать их до момента свадьбы. И мне важно, что те фотографии, которые остаются у людей, сохраняют эти сокровенные моменты, трепет, радость жизни. Это относится и к семейным портретам. Несмотря на разные этапы семейных взаимоотношений, фотоснимки хранят тепло, которое есть между родными.


Мои персональные проекты — это скорее мое самовыражение как человека мыслящего и визуализирующего, имеющего чувство прекрасного. Есть темы, которые мне интересно исследовать и раскрывать с точки зрения именно моих решений, фотографических и визуальных. В них я свободна и могу донести что-то свое, глубокое.

Сейчас наступил момент, когда у меня появились внутренние силы для своих творческих проектов. Это связано еще и с тем, что раньше я очень много работала  в «околофотографических» сферах: вела блог, преподавала, писала тексты для официальных страниц Nikon в соцсетях.

Только полтора года назад я решила окончательно уйти в фотографию, чтобы оставить силы и время для своих идей.

Меня очень зацепил фотопроект «В объятиях Флоры». Как пришла идея такой серии портретов?

— Одна из тем, которые я хочу сейчас исследовать, — это женская красота. Мне она очень близка, потому что в процессе работы с разными людьми — чаще всего с женщинами — я понимала, что очень много девушек приходят ко мне на съемки с большими сомнениями: они то здесь себе не нравятся, то там. Это достаточно распространенная тема. Но дело в том, что в каждом человеке, который ко мне приходит, я всегда видела какую-то красоту, какие-то моменты, которые мне хотелось выразить, показать, подчеркнуть.

«В объятиях флоры» — это проект, посвященный разной женской красоте в метафоре с цветами. Потому что Флора — это богиня природы, растений, и для меня это всегда был женский образ.

И цветы в моем представлении очень женственны: все они очень разные и по-своему прекрасные, как и женская красота, которую сложно стандартизировать.

Проект находится в процессе: я очень надеюсь его закончить к первому апреля. Он получился длительным, идет с лета прошлого года. Уже сняты около 12 героинь, и еще две-три съемки предстоит. Это каждый раз осмысление, поиск чего-то своего. В конце хочется сделать какую-то выставку и издать альбом.

Люди на твоих снимках очень естественные и открытые. Как тебе удается добиться этого во время съемки?

— Я очень трепетно отношусь к людям, которые приходят в мой кадр. Я понимаю их возможные страхи и сомнения и хочу создать какую-то зону комфорта для них. Зону безопасности, где их не будут за что-то осуждать, не будут пытаться изменить.

Для меня большое значение имеет уважение к личности, её взглядами, представлением о себе.

И единственное, что я могу сделать, — это показать человеку, что он разный, что он красив не только таким, каким он привык себя видеть в зеркале, попробовать с ним поэкспериментировать. Но мне не близок тип съемок, когда, к примеру, приходит девушка, и ее полностью «упаковывают»: делают непривычный  макияж, укладку — то есть, создают образ, который она в жизни не примеряет.

Это тонкий момент: любой эксперимент требует большой подготовки и понимания, какой человек пришел к тебе, что именно он хочет. Потому что цель портрета — показать человеку его самого. Чтобы он увидел себя со стороны и понял, каким может быть. У разных фотографов совершенно разные способы работы с людьми. Это лишь мой взгляд.

Любой ли человек может научиться фотографировать?

— Я преподаю фотографию уже почти пять лет и могу сказать, что любой может научиться этому ремеслу. Главное — понять, какие цели и задачи он преследует. Например, на своем курсе в студии «Teen Space» я стремлюсь показать ребятам, что фотография — это не только серьезная техника, где нужно долго разбираться и учиться.

Сейчас можно замечательно снимать на телефон и вести для себя визуальные дневники, например, Инстаграм. Таким образом можно сохранить моменты, что-то такое, что по прошествии времени будет становиться для тебя все ценнее и ценнее. И с этой точки зрения мы говорим о развитии визуального навыка, интереса к происходящему, о желании запечатлеть красоту.

Важнее всего быть внимательным к мелочам, этому и учит фотография. Видеть красоту вокруг: как упал свет, тень, отражение. Это игра. У меня мурашки бегают, когда я об этом говорю. Мир огромен, прекрасен, и снимки позволяют это запечатлеть!

Не обязательно стремиться к выставкам, профессиональному успеху, славе. Фотография — инструмент, который может освоить каждый. Но если есть профессиональные амбиции, нужно много работать. И это не только визуальный момент, но еще и технический. Необходимо очень много практики и получения навыков, которые приходят с опытом, с анализом, развитием, пониманием более глубоких аспектов. Но и это не самое важное, не то, чего должен пугаться человек, который только начинает фотографировать.

Какие навыки необходимо развивать, чтобы делать качественные снимки?

— Я считаю, что одно из самых важных качеств для фотографа — это внимательность и наблюдательность. Однажды я была на мастер-классе Гарри Груйера — одного из пионеров цветной фотографии. И он сказал фразу, которая меня очень глубоко затронула:

«За каждой фотографией стоит личность фотографа. И чем больше фотограф вложит в себя, в свои качества, умения и взгляды, в свое развитие, тем больше это будет проявляться в его работах». Это мой девиз сейчас.

С одной стороны, нужно развиваться как фотограф, то есть, прокачивать наблюдательность, умение видеть и ставить свет, располагать детали. При постановочной фотографии — раскрывать черты лица, пластику тела, умение модели двигаться и чувствовать себя. Быть внимательным к тому, что происходит у тебя в объективе.

Но фотография — это очень интересный жанр,  в нем многое сочетается, поэтому нужно вкладывать в себя как в человека, быть любознательным и открытым. Стремиться искать и исследовать жизнь.

Это момент метафизический, если можно так сказать, но он важный. Потому что нужно иметь огромный кругозор, видеть чужие работы, анализировать их. У меня есть любимый фотограф — Тим Волкер. Некоторые его фотографии я бы пересняла, чтобы понять, как он их создавал.

Когда учатся станковой или монументальной живописи в училищах или университетах, ученики копируют работы. Здесь почти то же самое: повторяешь снимок, чтобы научиться.

4 марта в пространстве «Teen Space» ты проводишь мастер-класс по портретной фотографии. Расскажи о нем поподробнее, пожалуйста.

— К этому мастер-классу я шла давно. Портрет — это жанр, в котором я глубоко нахожусь уже два года. Мне хочется помочь участникам мастер-класса сформировать поэтапное мышление в создании портрета. Я на своем опыте знаю, что путь от идеи в голове фотографа до готового снимка довольно длительный. И чтобы все действительно получилось, нужна подготовка.

Стоит отметить, что я буду размышлять больше в контексте творческой фотографии, но все это можно переложить и на коммерческий портрет. Просто в коммерции все делается быстрее, чем в творческом проекте, где есть время подготовиться, обдумать все. Поэтому мы начнем с общих вещей: жанра портрета, специфики работы в нем, а потом пойдем по аспектам подготовки съемки с точки зрения образа, локации, выбора освещения. Также я хочу рассказать о работе с моделью, потому что найти общий язык с человеком, понять его не всегда просто: у всех очень разные физика тела, мимика, это нужно уметь видеть.

Мы поговорим о позировании: о композиции, пластике, образе, о работе с цветом в композиционных аспектах. Я покажу на визуальном материале способы работы со светом. Кроме того, кто захочет, сможет после мастер-класса прислать мне свои работы. Я поделюсь своим мнением, дам советы.

Еще одна цель — показать человеку, что любая задумка реализуема. Если вы хотите снимать, не надо паниковать от незнания с чего начать. Проанализируйте идею, сделайте наброски, придумайте ассоциации, постепенноищите людей и локации, и так далее… Это все не так сложно.

Очень важно уметь реализовывать задуманное. То есть, не бояться, что не сможешь воплотить идею так, как хочется. Да, скорее всего какие-то детали в процессе изменятся, что-то может и не выйти, но сам процесс — это здорово. Опыт будет копиться, и в следующий раз все будет проще. И это круто. Это толчок.

Я надеюсь, что люди, которые придут ко мне, поймут эти этапы, найдут для себя тему, в которую им хотелось бы углубиться. А я помогу им осознать, какой они хотят видеть свою фотографию.

Подробнее здесь: https://vk.com/mkkseniyakanke

БЕСЕДОВАЛА АННА ТЕНДИТНАЯ
ФОТО КСЕНИЯ ЛЯДОВА

комментарии