Президент мотоклуба «Вольные птицы» Алексей Канарисс: «Ни дорога, ни жизнь не прощают лицемерие»

#Люди
30 мая 2018. 10:33

Изначально интервью с президентом мотоклуба «Вольные птицы» в стандартном формате, когда разговоры ведутся в кабинетах у руководителей, представлялось абсурдным. Тогда Алексей предложил прокатиться с ним и в непринуждённой атмосфере по дороге поговорить за жизнь.

— Доброго утра, Алексей.

— Доброго. Ну, поехали, посмотрим, поговорим. Что тебя интересует, спрашивай, не стесняйся. И давай сразу на «ты», на одном байке — это не в кабинете…

— Согласен. Мне интересна мотожизнь в целом. Когда ты впервые сел на мотоцикл?

— На мотоцикл я сел в 33 года, когда и опыт жизненный уже был, и понимание ценности жизни. Мне нравилась эта тема — по дороге на двух колёсах. Первым был ИЖ (прим. ред. — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 год в городе Ижевске на заводе «ИЖМАШ»), стоил он в то время тысяч 30. Блестящий мотоцикл… ты что, такие чувства к нему!

Картинки по запросу ижмаш мотоциклы

Мотоцикл «ИЖМАШ»

— Алексей, в такие годы у тебя уже была семья? Как жена к этому отнеслась?

— Семья, конечно, уже была. Жена отнеслась с пониманием, на то она и жена, чтобы понимать и поддерживать любые мои решения.

— Тогда было сложно с байками — их было мало, детали не достать…

— Молод ты, байков практически не было. Были переделки Ураловские, изъезженные. Я взял ИЖ Юнкер, весом около 240 килограммов. Вдвоём с другом затаскивали в грузовик, как драгоценность везли, ни тряхнуть, ни стукнуть по дороге…. и всё равно фара при перевозке разбилась, поменял, всё подкрасил…

Ох, уж как я его «облизывал». А к весне это всё заржавело, и я по второму кругу над ним пыхтел. ИЖ есть ИЖ — наша техника мало для чего вообще приспособлена… короче, лажу делают. И вот, первое время я покатаюсь, всё отлично, но прихожу домой на три четверти измазанный в масле. Жена удивлялась, мол, ты вроде взрослый человек, в костюмчике ходил, а сейчас весь грязный, в масле… неужели тебе хочется в этом копаться? А я весь воодушевленный такой… не очень хочется, но интересно.

— А в то время кем работал?

— Логистом. Вся моя жизнь с логистикой связана. Так вот, идём дальше, о мотожизни. Первый сезон, познакомился с людьми. Собиралось нас тогда около 60. Это не сейчас — тысячи байкеров и плюсом сочувствующие… На открытии сезона — ДПС, полиция сопровождают…

— Кстати, о полиции. Как к мотобату (прим. ред. — мотобатальон полиции) относишься? На машинах они, вроде как, не имеют права гоняться за байкерами, а теперь есть мото-дпс.

— Да ну, скажешь. И на тачках вовсю гоняли за мотоциклистами в своё время, и с дороги к обочине выжимали… Знаешь, и правильно делали — нефиг на дороге дурить-то, правила для всех писаны. Если ты не понимаешь правил — это твои проблемы, если нарушаешь их — будь готов отвечать.

Пойми, так или иначе каждый из нас живет в системе. Даже если ты создал в этой системе какую-то свою подсистему, главная система по-любому с тебя спросит за нарушения. Понимаешь, я-то свою жизнь, как минимум в половину, прожил. Мне 46, если я впишусь в столб (чего крайне не хотелось бы), за мной будет кому ухаживать. Но при этом я создам своим близким проблемы, большие проблемы — это не есть хорошо. Именно думая о них, я стараюсь ездить аккуратно.

Источник: Омоймот

— Как ты относишься к тому, что сейчас происходит в мотожизни города? Сам до недавнего времени катал, и всё больше наблюдаю, как мотоцикл начинает попсеть, когда ездят в шортах, футболках. Элемент пижонства.

— Есть тупые выпендрёжники в тапочках, в безрукавке валят на полную — гашетка позволяет… и вдруг откуда ни возьмись столб нарисовался. Хорошо, если ещё у них шлем есть. Хотя у многих не шлем, шапка. Мало кто сейчас представляет, что такое хороший шлем. Напокупают пластика дешёвого. А дешёвые шапки… да случись что — не спасёт. Только будут из башки осколки доставать в лучшем случае…

Часто наблюдаю: приходят первосезонники, садятся на байк, на лицах самолюбование такое, мол, смотрите все, я орёл… А присмотришься: зачастую эти дорожные орлы не знают, с какой стороны подойти к мотоциклу. То, что ты купил мот, никого не обязывает почитать тебя. Это ты сделал этот выбор. И, пожалуйста, будь ответственен.

Дорога — это не компьютерная игра, которую можно перезагрузить. Надо думать о том, что на дороге можно поломать себя и остаться инвалидом — и это если повезёт.

Те, кто ездит совсем без защиты, — совсем отдельная песня, клинический случай. Без защиты на байке — это как билет в один конец. Как ты вернёшься обратно, если изначально выбрал себе такой путь?

— Это люди, которые думают, что они одни на дороге…

— Именно. А думать нужно и за себя, и за того впереди, и за того сзади, и ещё за десятерых. Можно иногда позволить так называемую шахматную игру на дороге, но только если ты реально умеешь так ездить, если у тебя большой опыт, хорошая реакция и если ты умеешь думать о других. Байкерское мировоззрение оно одно — вот эта дорога и всё. Нет там ни красных, ни белых, ни зелёных, никаких. Если ты байкер, значит, ты байкер: это взаимоуважение на дороге, взаимопомощь.

СВОБОДНЕЙ ТОЛЬКО ПТИЦЫ..., автор — E. Mart на 500px.com

— Да, сам однажды убедился, что взаимопомощь у вас — основа основ.

— А знаешь как бывает? Приходит к нам новенький, весь из себя, на лбу так и светится фраза: «У меня мотоцикл круче, вы мне не ровня». В клубе такие не задерживаются, сами же и уходят. Потому что клуб состоит из проверенных. А бывает, что приходят весёлые парни, поболтать тянутся, а после первого же дня замолкают недели на две. Начинают вслушиваться, вникать — что к чему. Понимают, что жизнь клуба отличается от обычной.

— У меня есть знакомый, давно он уже катает, а года три назад вступил в ваш клуб и не нарадуется. Далеко не каждый сможет прийти к этому, выдержать.

— А и не нужно ничего выдерживать. Нужно просто жить по-человечески. Не нужно надевать маски а-ля «ах какой я хороший» или «я крутой». Надо просто быть самим собой. Все люди в этом мире одинаковые — две руки, две ноги, голова — одна. Разница лишь в том, что у кого-то чего-то больше, а у кого-то — меньше: пафоса, совести, порядочности…

Различие в отношении к жизни, к окружающим и самому себе. И когда новичок приходит, начинает лицемерить, заискивать, — всё это проявляется в короткое время. Клубу такая грязь не нужна. Фальшивая крутизна наездника, которая выражается в беспределе на дороге, нам тоже не нужна.

— Да уж. Когда я купил байк, первые дни ездил по площадке, привыкал к нему. По-моему, мотоцикл здорово учит жизни, если ты сам жизнь изучаешь…

— В первую очередь мотоцикл учит любить жизнь. Как говорил Лёшка Скутер: «Четыре колеса возят тело, два — душу». Классный был парень, скутерами занимался. Поехал однажды на Дальний Восток, а обратно не доехал. Поймал на дороге лихих водил… Полно на дорогах таких. Давай не будем о плохом.

— Согласен. Как вообще у клуба дела? Бывают ли конфликты с другими клубами?

— Дела как и везде, как в любом государстве. Что-то хорошо, что-то — не очень. А вот конфликтов мы стараемся избегать, не даём им развиться. Есть определённые правила у мотоклуба в городе. Просто этих правил нужно придерживаться — как местным байкерам, так и приезжим.

Политика есть политика. Если вы приехали из другого города, отдыхайте, но живите по правилам этого города. Опять же, это как религия. Ты ведь не придёшь в мечеть и не начнёшь креститься? Вот и для мотоклубов в каждом регионе правила могут отличаться. Уважай. Все мотоклубы сосуществуют дружно. Если случаются недопонимания, то решаются они все за столом, мирно и спокойно. А вообще у клуба дела отлично, гораздо лучше, чем во многих городах.

— Алексей, а бывает такое, что член клуба попадает в переделку и просит вашей помощи? Как вы вообще оцениваете ситуацию?

— Да, естественно, мы его не оставим. Но если же он сам накосячил, то потом с него и спрос будет. Но суть не в этом. Как восточные мудрецы говорят: «Самый лучший способ выиграть битву — это избежать её». И здесь то же самое — не нарывайся внаглую сам, и проблем не будет ни у кого. Я не говорю, что мы прям пай-мальчики, белые и пушистые. Справедливость должна быть, понимаешь. А справедливость без зубов не бывает. Прежде всего, думать надо, думать и на дороге, и по жизни. Ни дорога, ни жизнь не прощают лицемерие.

— О лицемерии. Что в людях тебе не нравится? И какие у тебя жизненные принципы?

— Не нравится, когда люди мусор на дорогу бросают. Когда лицемерят чиновники разных рангов: «Да-да, у нас всё хорошо»… А выглянешь на улицу — нифига не хорошо. Что в людях особенно не нравится? Когда врут, вот это больше всего бесит.

Когда к человеку с душой, а он пытается вывернуться, выкрутить ситуацию в свою сторону, а в итоге сам в себе зарывается. У меня есть четыре очень дорогих друга. В тяжёлой ситуации эти люди мне помогали. И я им обязан. Мы можем не видеться по году, по два, но случись что — мы друг за друга расшибёмся.

— Вас сейчас совсем не видно в Рок-баре. Почему? Из-за того, что он изменился?

— Нет, не из-за опопсевшего бара. Если бы мы продолжали там тусить, он бы не опопсел до такой степени. Просто мы посидели с ребятами, подумали: всем нужно работать, зарабатывать. Да и своя база у нас появилась, где собираемся. А с рок-баром мы не расстались — со всеми сотрудниками сохраняем тёплые и хорошие отношения. Все взрослеют, другие интересы, кроме клубов, появляются, делами заниматься нужно. А если и отдыхать, то уже в более спокойной атмосфере. Хотя и многолюдные мероприятия организуем нередко.

Кстати, мы сейчас едем с тобой к Сергею Батону [Сергей Батурин], который основал всё нижегородское мотодвижение. И все клубы в том формате, в котором они сейчас есть, существуют благодаря нему. Он младше меня на 3 года, но уважуха бесконечная. Весной он на лодке с мотором, зимой — на снегоходе; всё, у чего есть мотор, использует. Байкер до мозга костей. Он, как и я, любит подурить, но этот человек делает мероприятия, известные по всей России. Тот же «Берег Маугли», например. Это огромная работа, но когда она проделана, он, как и приезжие, любит…[подурачиться]. Как говорится, всему своё время.

— Какие планы у «Вольных птиц» ?

— Планов громадьё. Хотя из-за ЧМ по футболу мероприятия ужимаются, но планируем фестиваль RunWay провести в Чкаловском районе, «Берег Маугли» тоже будет в менее масштабном формате.

Фестиваль «Берег Маугли»

— Тяжело организовывать такие фесты?

— Как в известном фильме говорилось: «Тяжело научиться управлять тремя- четырьмя людьми. Когда ими научишься, то и тысячами сможешь.» (прим. ред. ——цитата из фильма «Москва слезам не верит»). Всё зависит от управления, от работы команды. Наверное, для этого клубы и создаются. Когда есть команда, на которую ты можешь положиться, всё дается намного легче.

— У меня такой вопрос, с чисто субъективным мнением. «Ночные волки», например, поддерживаются государством, политизированы. Почему-то я не могу совместить байкеров и государство.

— Ну и что? Почему ты осуждаешь? Это их выбор, он ни о чём не говорит. Мне вот, допустим, нравится ВВП (Владимир Владимирович Путин — прим. ред.), но не нравится, что и как делают многие его подчинённые. А ВВП как человек импонирует.

Ты думаешь, в Америке байкеры не политизированы? Ну как же! Знаменитый Сонни Баргер (президент Hells Angels MC World) как-то написал письмо Джонсону: «…Я готов собрать 10 тысяч лояльных к власти американцев-добровольцев для исполнения своего долга во Вьетнаме…». Что он, не политизированный?

А здесь человек (Александр Залдостанов) делает своё дело. И делает очень много для российских байкеров. Взаимодействие с правительством — это то, о чём мы с тобой говорили в самом начале, система в системе, и им нужно сосуществовать.

Картинки по запросу Сонни Баргер

Сонни Баргер президент Hells Angels MC World

— Алексей, на дороге вижу: классный у тебя байк. А какие мотоциклы были?

— Хороший вопрос. Первый, как я уже говорил, ИЖ. А вот со вторым интереснее. Это была Honda, 750-ая, 82-го года выпуска, достали из какого-то сарая, за 20 тысяч рублей, в нём была половина двигателя, рама. И всё. А когда поехали с парнем за ним, он мне руками машет: «Не бери! Намучаешься с ним!» А мне всё равно, хочу собрать. Никто не верил, что соберу. Год собирал, и к открытию сезона он был у меня готов. Бак только не покрасил, потому что покрашенный бак у меня нечаянно взорвался. Пришлось срочно ехать в Москву на разборку. И в итоге мот был красного цвета, а бак — синего.

Раньше как было: едешь по дороге, видишь: пацаны на обочине стоят с Уралом. Остановишься, помощь предложишь, а они: «Нет, спасибо, сейчас движок переберём и поедем». И вот выезжали они из близлежащей области утром, приезжали на аську (прим.ред. — это основная байк-точка около к/з «Юпитер») под вечер, чумазые все, но довольные. Это не многие нынешние… сломается байк, они помощь на дорогу вызывают, в сервис эвакуируют… А ведь надо знать, что под тобой, какой машине ты жизнь свою доверяешь.

— Как физически и морально должен быть подготовлен человек для дальних поездок на байке?

— Во-первых, должно быть сильное желание. Если эта составляющая есть, то остальное — уже мелочи. Друзья помогут, бывалые подскажут. А с колонной, само собой, едет машина сопровождения, «техничка». Это как паломничество. И в такой большой колонне особенно ощущается, что мы вместе — сила.

— Знаешь, у меня здорово поменялось отношение к байку, к дороге после поездки в Питер. Мировоззрение в целом. От долгого пребывания на трассе, от неурядиц и дождей, возвращаясь в город, будто перезагрузился.

— Дорога многое расставляет по местам. В колонне тяжеловато ездить: байков много, постоянно смотришь по зеркалам. Самое оптимальное — втроём, вчетвером. Доезжает кто докуда может, а кто-то по дороге присоединяется.

— Как погода сказывается на дороге?

— Каждая погода хороша. Если человек в каждом движении видит плюс, то живёт на позитиве. А вот от таких, которые ноют, что тут плохо, там неправильно, — от таких держаться подальше надо.

— Какую музыку слушаешь?

— Хорошую, разную. Ту, которая прям нравится. Музыка от многих проблем отвлекает. Вот едешь к друзьям в Астрахань, заиграет что-то подобное [Из приёмника играла классика, Бах.]. Едешь и задаёшься вопросами: «Как же он это писал в XVIII веке?». Представляешь, что у него в голове было?

— Не, я не смогу представить. Это же вообще отдельные личности.

— Да, великие люди.

Мы доехали до села Большое Давыдово, Павловский р-он. Из автомотосервиса «Гараж 66» вышел Сергей Батурин. Передо мной стояли два человека, похожие на Стэйтема и Уиллиса. Мужики говорили о своих делах. А я вглядывался в их серьёзные лица.

Приходило понимание, что люди вокруг, вне темы мотоклуба, очень много говорят, но мало пытаются понять. Конечно, чтобы понять, что такое мотоклуб, нужно вступить в него. Сегодня я увидел, какой человек управляет нашим нижегородским, и понял, что это одна большая семья, где всё по чести.

БЕСЕДОВАЛ АНТОН КАЛИНИН

комментарии