Лесная жемчужина. Деревянное зодчество нижегородского Поволжья

#Город
20 августа 2018. 10:16

Целая Поволжская деревня скрылась за массивным зелёным покровом неподалёку от центра Нижнего Новгорода. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор» собрал под своё крыло уникальные памятники деревянного зодчества XVII — начала ХХ вв. Настало время узнать об этом сказочном месте и пройтись по его объектам.

Территория музея, составляющая 35,9 гектаров, раскинулась на территории памятника природы регионального значения. Перед открытием музея планировалось строительство нескольких фрагментов деревень разных районов Нижегородской области. В итоге было решено воссоздать только одну улицу.

Великое наследие — результат усилий не одного поколения

Русская деревня — это удобный мир, адаптированный под трудные условия жизни. Было время, когда подготовка к зиме определяла дальнейшую жизнь семьи. Крестьяне не могли сходить в магазин и купить продуктов. Очутившись в этой среде, мы примеряем на себя жизненные трудности, с которыми в реальности ни разу не сталкивались. Современному городскому человеку до ужаса непонятно, каких усилий нашим предкам стоила добыча пропитания, одежды и топлива для обогрева дома.

Здесь человек задумывается не только о прошлом, но и о настоящем. Часть посетителей восклицают: «Как хорошо, что я живу в XXI веке!», остальные, наоборот, говорят: «Почему я не родился в эти благородные времена?».

Людям было бы неплохо перенять хитрые инженерные решения крестьян. Музей полезен и необходим, чтобы человек, приходя сюда, осознавал, что он — наследник. Он должен понимать свободу комфорта, которая открыта ему сейчас. Ведь она не упала на него неба, это результат трудов предыдущих поколений.

Кто посещает музей и чем тут можно заняться?

Посещают музей люди всех возрастов. Для иностранных туристов проводятся экскурсии на английском языке. Бывает, гости приносят угощения, пьют чай на веранде и отмечают праздники. Часто музей принимает студенческие и школьные группы. Для них организуются игровые программы.

Сотрудники актуализируют музейные идеи, меняют форму их подачи и находят понятный язык для восприятия, учитывая современные реалии. Реконструкция народных игр помогает человеку открыть своё истинное лицо. Если в игре он будет жульничать, то и в жизни от него можно ожидать подобного поведения. Народные игры более креативные, многозадачные и свободные, чем современные. Каждый может проверить свою быстроту, силу и тактическое мышление.

В теплое время года проводятся мастер-классы по изготовлению крестьянских игрушек. Раньше дети не имели возможности приобрести машинки или куклы. Они сами мастерили себе мягкого друга, используя все, что оставалось в хозяйстве — тряпочки, пуговицы и нитки.

Музей сотрудничает с нижегородскими ВУЗами. Раз в год, совместно со специалистами Отдела древних и традиционных культур музея ННГУ проводится мероприятие, посвящённое экспериментальному обжигу неолитической керамики. У ученых есть версия того, как это делали раньше. Понять, таков ли был обжиг, можно только одним способом — попробовать воспроизвести его в жизни. Берутся заранее просушенные слепленные из глины сосуды. Их кладут в яму, заполненную сеном, и обжигают. Под руководством археологов участники мероприятия пытаются лепить неолитическую посуду. Когда горшки подсыхают, их забирают в качестве сувениров.

В группах музея ВКонтакте и на Facebook можно отслеживать интересные мероприятия и посещать их. Благодаря сведениям из собственных экспедиционных исследований работники музея воссоздают настоящие народные праздники.

Также у музея есть своя коллекция одежды и предметов, которая пополняется до сих пор — это и экспедиционные находки, и дары от посетителей. Недавно женщина принесла прекрасную вышивку своей прабабушки. Она была счастлива, что предмет сохранится и послужит людям.

Узнаем, как рубили избы

В музее находятся дома довольно богатых крестьян. Источником их доходов была не земля, а отхожие промыслы, такие как плотничество. Строили из дешевого и доступного материала — дерева. Оно сохраняло тепло, легко обрабатывалось, а бесконечные лесные пространства Нижегородского Заволжья способствовали развитию деревянного строительства.

Археология архитектуры знает до пятидесяти способов вязки бревен. Некоторые из них представлены в музее, такие как «в обло», «в крюк» и «в лапу». Амбар из села Пятницкое срублен способом «в обло». Для этого способа характерно, что концы бревен выступают за периметр сруба — клетку из четырех бревен — на 25-30 см. На возведенную конструкцию закладываются доски и формируется треугольник до верха.

Фронтон называется «самец», в нём лежат слеги — продольные бревна, удерживающие крышу. Поперек слег крепятся более тонкие еловые жерди, заканчивавшиеся внизу крюком — «курицы». А в них лежит потоковое бревно и настилается тес. Венчается всё это охлупнем — «князевым деревом».

Амбар, кон. XIX в. из с. Пятницкое Семеновского района

Богатый дом Павловой с глухой домовой резьбой

Дом Павловой принадлежал крестьянину-предпринимателю. Он мог позволить себе украсить фасад глухой домовой резьбой. Эта техника также известна как корабельная резьба, ведь когда-то ею украшали суда. Со временем плотники принесли этот вид резьбы в деревню. Она была очень дорогая, поэтому к концу XIX века её полностью вытесняет современная ажурная резьба.

Первоначально это было два отдельных дома, позже их совместили в один, а между ними возвели крытый двор. Помещение занимали четыре отапливаемые избы, моленная комната и мастерская.

Дом Павловой, ср. XIX в. из д. РаковоКовернинского района

Изба Обухова

На крыше избы вырезан конёк — оберег в виде головы коня, притягивающий в дом уют и счастье. Наличники, выкрашенные синей растительной краской вайдой, украшены традиционным геометрическим орнаментом, фигуры которого учёные считают символами солнца и идеограммами (прим. ред. — письменный знак или условное изображение) засеянного поля.

Прежде чем зайти в избу, необходимо пройти сени, соединяющие жилую комнату и светлицу. Здесь находится инвентарь — коромысло, пахталка, зернотёрка, безмен, деревянные вилы, грабли, серп, цеп для обмолота зерна и другие необходимые предметы быта. Как ни странно, здесь стоит кровать, покрытая лоскутным одеялом под пологом.

Изба Обуховой, ср. XIX в. из д. Ульянково Городецкого района

Перемещаемся в избу — это отапливаемое помещение, где большую часть комнаты занимает русская печь. Она была не только источником тепла, но и главной кормилицей. Рядом с ней располагается, отделенный занавеской, «бабий кут». Мужчина — глава семьи сюда не заходил, потому что боялся «обабиться». Нахождение в «бабьем угле» и занятие женской работой — это признаки «обабливания».

Напротив печи находится красный угол. В самом углу размещена небольшая божница с иконами, свечами и лампадкой. Рядом стоит стол, за которым собирались для трапез, во время которых вся семья ела из одной большой миски. К столу в деревне относились очень почтительно. На стол не клали грязных вещей, на нём не пеленали младенцев, не плевали на столешницу и не резали её ножом.

Глава семьи сидел за столом в красном углу, под божницей. Также туда усаживали молодоженов и почетных гостей. По одну сторону от красного угла находится гостевая лавка, по другую — «бабья» или «долгая» лавка, на которой обычно сидят женщины. После трапезы здесь, возле лучины, освещающей дом, женщина продолжала работать: прясть и вышивать.

Параллельно с работой хозяйка покачивала зыбку с младенцем, задернутую пологом из сарафана. Когда дети вырастали, они перебирались спать на полати, остальные жители дома проводили ночь на лавках или на полу. Около двери располагается кутник или коник — мужская лавка, на которой работал и спал хозяин. Здесь он плёл лапти и корзины.

Старинная церковь и выставочный зал

Погостная церковь XVII века, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, — самый старый объект в музее. Алтарь рублен в технике «в лапу», более плотной вязкой брёвен, которые не выступают за периметр сруба. Венчает церковь традиционная маковка, выложенная осиновым лемехом, который поблескивает на солнце как серебро.

Внутри сейчас проходит выставка «Сундук невесты» (прим. ред. — статья была написана в начале лета, поэтому могли произойти изменения). Интересно узнать не только технологию изготовления сундуков, но и отношение к ним.

Сундук — это память о родном доме молодой невестки, это личная собственность женщины, в которую никогда не заглядывал мужчина. Даже после смерти жены он мог открыть его только в присутствии родственниц.

Сундуки умело декорировали. Некоторые из них украшены отделкой «под мороз» — она блестит, как морозное стекло. Чтобы добиться такого эффекта, металл закаляли, последовательно чередуя температуру. Особенно красиво выглядят сундуки для приданного, они расписаны и украшены сотканными из лоскутов покрывалами. Роспись в виде дерева, изображенная на свадебном сундуке, олицетворяла выросшую дочь крестьянина.

Церковь Покровская, 1672 г. из с. Зеленое Городецкого района

Что же такое овин?

Овины — помещение для просушки снопов перед обмолотом (прим. ред. сноп — пучок срезанных колосьев). Самый архаичный вид овина — ямный. В наземной части сруба были настелены жерди, на которых лежали снопы; внизу, в яме, горел огонь. Позже появился верховой овин, в нём роль ямы выполняет первый этаж, а огонь горит на уровне земли.

Овин ямный, кон. XIX в. из д. Михайлово-Уренского района

Дом Пашкова и колодец со ступальным колесом

На главном фасаде дома Пашкова большое слуховое окно, у которого висит синичник. Интересно, что пол находится на высоте пяти рядов бревен одного подклета, поэтому исчезает потребность рыть подпол.

Колодец со ступальным колесом строили в глиняных и песчаных почвах. В местах, где водоносные слои залегают глубоко, колодцы рыли на глубину 30-40 метров. Соответственно, выгоднее было зачерпывать жидкость большой тарой, которую руками не вытянешь. Для этого было придумано ступальное колесо. Стоя в нём, девушка, как хомячок, вращала колесо, поднимая бадью с водой.

Изба Пашкова, ср. XIX в. из д. Перелаз Семеновского района

Колодец со ступальным колесом, кон. XIX в. из г. Городец

Амбары для хранения зерна

Амбар построен с высоким порогом и открывающейся внутрь дверью, позволявшей попасть внутрь при завале снега. Внутри большие сусеки — врезные лари, в которых хранится зерно. Заполняются они сверху, а зерно берется снизу.

Хитрое инженерное приспособление позволяло брать самое лежалое зерно, чтобы оно двигалось, не успевая портиться. Зерно служило универсальной валютой, и его тщательно оберегали. Для этого амбар строили напротив дома, «на глазах». Это единственная крестьянская постройка, которая запиралась на замок.

Амбар Коневой, 2-я пол. XIX в. из д. Малая Дуброва Семеновского района

Уникальная мельница толчея-столбовка

Толчея — это ударная мельница, в которой песты бьют в ступы и делают крупу. Эта мельница — столбовка, способная поворачиваться к ветру всем корпусом, делая оборот на столбе вокруг своей оси. К сожалению, крылья не сохранились.

Мельница толчея-столбовка, кон. XIX в. из д. Петухово Городецкого район

Водяная мельница

Внутри мельницы за стенкой вращается огромное подливное колесо, приводящее механизм в движение. Все шестерёнки с дубовыми зубьями выполнены из дерева. Мельник насыпал зерно в воронку, оно падало на жернова, а по жёлобу сбегала мука.

Находящийся здесь же толчейный механизм, состоящий их четырёх ступ и восьми пестов, делал крупу. Мельник в одиночку за раз выполнял большую работу. Это наводило крестьян на мысль, что он снюхался с чертом, и тот всё делал за него.

Мельница водяная, кон. XIX в. из д. Рябиновка Ковернинского района

Действующая Покровская церковь

Покровская церковь была перевезена в музей в 1975 году. Она представляет собой многоярусный деревянный храм типа «три восьмерика на четверике» с трапезной. В настоящее время: на Троицу и Покров в церкви служат молебны.

Фото Дмитрия Соловьева. Церковь Покровская, 1731 г. из с. Ст. Ключищи Кстовского района

Сказочная реальность в XXI веке

Многие жители города приехали из отдаленных уголков России. В этом уютном месте они испытают теплую ностальгию по своей малой родине. В русском доме есть своя неповторимая эстетика. Сочетание природных материалов, удивительным образом подходящих друг к другу, создаёт совершенно особое ощущение.

Трогательные чувства перемещают нас в область сказки, в забытые эпохи, которые отсылают не то к Древней Руси, не то к российской глубинке XIX века.

ЛЕНА ИЛЮШИНА

ФОТОГРАФИИ МАРИНЫ ЗАЙЦЕВОЙ

комментарии