Максим Дмитриев: «Внимание! Снимаю!»

#Великие
19 ноября 2015. 10:18

Он с двадцати восьми лет и до последних дней связал свою жизнь с Нижним Новгородом, с Нижегородской землей. Для нашего региона и для всей России он стал настоящим «историком». Его фотографии до сих пор используют, как ценный источник историки, искусствоведы и режиссеры. Он – великий мастер фотографий – Максим Петрович Дмитриев.

«От чистильщика стекол до фотографа»

Максим Дмитриев родился в Тамбовской губернии деревне Повалишино у матери Александры Герасимовой. В два года был отдан на воспитание бездетному крестьянину Елисею Куприянову в Рязанскую губернию – там и прошли его детские годы. Он обучился грамоте и был по натуре очень любознательный мальчишка. Окончил церковно-приходскую школу в числе первых учеников.

Dmitriev-Maksim-Petrovich-21-avgusta-1858-15-oktyabrya-1948russkij-fotograf-fotohudozhnik

Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, мать перевезла его в Москву. Желая, чтобы Максим овладел ремеслом, Александра Герасимовна устроила его в ученики к известному фотографу М.П. Настюкову. С этого момента перед Максимом Дмитриевым распахнулись двери в удивительный мир – фотография.

Изначально, он занимался чисткой стекол для пластинок, наклейкой портретов, потом ретушью – новая работа полюбилась будущему фотографу. По воскресеньям он посещал классы рисования Строгановского художественного училища. Здесь он постигал все тонкости искусства графики, развивая свое художественное дарование.

Впервые талантливый юноша оказался в Нижнем Новгороде в 1874 году, когда Настюков взял его работать в свой павильон на ярмарке. Ярмарка вызвала живой интерес у Дмитриева: он часто выходил со своей переносной камерой, то к лавочным рядам, то поднимался на крыши высоких зданий и снимал все, что видел. Своими глазами он лицезрел: сцены торга, народные развлечения, толпы людей, причалы, пристани, караваны судов.

В Нижнем судьба Дмитриева свела с выдающимся нижегородским фотографом, изобретателем фотографических новшеств, признанных по всему миру, Андреем Осиповичем Карелиным. Дмитриев увидел, как фотографическое ремесло становится искусством в руках у маститого художника. Работать у Карелина в Нижнем стало заветной мечтой молодого фотографа, и в 1877 году Максим Дмитриев вновь приезжает в уже полюбившийся ему город.

«Волжские коллекции»

Работая в качестве помощника Карелина, Дмитриев изучал все нюансы мастерства своего учителя, особенности композиции портретов, групп, жанровых сцен. Приобрел умение видеть прекрасное в обыденном, подмечать красоту мира во всех ее проявлениях.

Вот как пишет о Максиме Дмитриеве биограф Ермилов Н.Е.: «Знакомство с произведениями лучших писателей, изучение истории искусства, горячие молодые споры о направлении в искусстве живописи ( Карелин познакомил Максима Петровича с нижегородскими любителями искусства) – все это заложило такой прочный фундамент жажды знаний в душе молодого человека, что он в течение всей своей дальнейшей жизни всегда интересовался всем происходящим в мире искусств, науки и техники».

Нижний Н.Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова

Кулачный бой перед ночлежкой Бугрова

В 1886 году Максим Дмитриев открывает свою фотографию, просуществовавшую более сорока лет, до конца двадцатых годов прошлого столетия. Через три года на Всероссийской фотографической выставке в Москве состоялся дебют талантливого фотографа. Он выставил на суд общественности 53 работы. Не количество снимков и не сколько качество поразило знатоков фотографии, сколько разнообразие жанров. Посетители выставки восхищались великолепными волжскими пейзажами, группами людей, сценами.

1896 Машинный отдел. Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 Театр Фигнер Вид на Нижний базар и реку Оку Нижний Н. Вид на Ивановский съезд и Скобу

Знатоки разводили руками: «Такое филигранное мастерство прежде на выставках мы не видели. В русской художественной фотографии появилось новое имя. Его снимки – знаменательное событие в русской светописи». Так зародились его известные «Волжские коллекции».

В 1892 году М.П. Дмитриев выигрывает золотую медаль Парижской международной фотографической выставки со своей работой «Арестанты на строительных работах» и Почетный диплом выставки в Амстердаме.

Картины голодного года.

Годом ранее на Поволжье обрушилась засуха, сопутствующие ей голод и эпидемии. Бедствие народа привлекло внимание всех честных людей страны. Денежные пожертвования, создание народных столовых, медицинская помощь – таковы были основные формы помощи голодающим. Дмитриев наряду со всем этим использовал для помощи людям свое художественное дарование, тем самым, привлекая к трагедии Поволжья внимание людей по всей стране.

Максим Петрович издает фотоальбом «Неурожай 1891 – 1892» и передает его в дар Льву Николаевичу Толстому, который сам неоднократно выступавший с призывом о помощи и сам, участвовавший в сборах средств для голодающих. Дмитриев написал: «Великому светочу живой мысли и художественного творчества графу Льву Николаевичу Толстому от М. Дмитриева».

Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда 1891-92

Тифозная-больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда 1891.

Великий русский критик В. В. Стасов встретил работу с восторгом, назвавший ее совершенно новым явлением в искусстве: «Я в неописуемом восторге от Ваших фотографий, особенно от «картин голодного года». Я ничего подобного не видал нигде в Европе…».

Великая русская река.

В 1894 году Максим Дмитриев приступил к новой грандиозной и удивительной работе: огромная серия снимков великой русской реки Волги на всем протяжении от истока до устья, ее живописные места, прибрежные села и города. Фотограф на снимках запечатлел такие величественные города как: Тверь, Городец, Казань, Самара, Астрахань и еще многие другие, их исторические памятники и достопримечательности.

Представил он вторую часть «Волжских коллекций» на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года.

«Более 100 видов Волги  — это описательная работа великой русской реки, еще никем пока не исполненная в России, и является капитальной работой всей выставки, обращая на себя особое внимание всех посещающих художественным исполнением….» — отмечали специалисты.

Отдельные фотографии «Волжской коллекции» вошли в многотомное издание «Россия», осуществленное в конце 90-х годов Русским географическим обществом и возглавленное П.П. Семеновым – Тян – Шанским.

Внимание! Снимаю!

Максим Дмитриев в отличие от многих, не только созерцал красоты Нижегородской земли. Благодаря этому удивительному человеку, мы получили в свое вечное пользование уникальную фотолетопись родного края.

Он был такой человек  — его интересовало все. Он снимал и панорамы города, местные церкви, постройки различных типов, железнодорожный вокзал, людей, Волгу. В конце концов, он снимал всю правдивую жизнь земли русской – без преувеличений и преуменьшений, а такой, какая она есть.

Тысячи фотографий оставил нам Максим Дмитриев. Благодаря его таланту, мы можем заглянуть в прошлое и увидеть людей, живших 200 лет назад. Увидеть их за работой и на отдыхе, такими, какими они на самом деле были. Такими, какими их запечатлел Максим Дмитриев.

 

Егор Тимошенко

комментарии