Городская среда

Рыли-Рыли и…нарыли: нижегородский метрополитен

Дарья Локтик

Нижний Новгород заслуженно считается третьей столицей России. Здесь располагается самый большой в стране цирк, неприступный Кремль, самая длинная канатная дорога и самая высокая Волжская набережная. Нижегородцы по праву могут гордиться чудесными видами, открывающимися с набережной Федоровского, красотами городских парков и просто уютными городскими пейзажами. 

Однако, конечно, Нижний не сумел преуспеть во всем на свете. И этим «не все на свете» является наше Нижегородское метро. Ведь не зря по городу, еще с советских времен, гуляет шутка «Можно смотреть вечно на огонь, воду и как строится Нижегородский метрополитен».

Это отнюдь не значит, что нижегородское метро ничем не примечательно и не имеет своей истории, более того, оно постепенно становится неотъемлемой частью каждого горожанина. Так давайте же разберемся, почему наш метрополитен имеет настолько затяжную историю строительства.

В ноябре 2015 года Нижегородский метрополитен отметил свой тридцатый день рождения. В 1985 году были открыты первые станции, призванные связать крупнейшие районы города Горький, а именно, Автозаводский, Ленинский и Канавинский, с Московским вокзалом. Однако история строительства и проектирования началась на целых 12 лет раньше.

В октябре 1973 года,  когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики московского института «Метрогипротранс». Строительство началось 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции «Ленинская». Позже здесь был установлен памятник, дабы запомнить то место, где все начиналось.

Нам сейчас трудно представить, но в июне 1980 года было предложено на рассмотрение целых три линии Горьковского метрополитена. Но  на совещании в институте «Горьковметропроект», утвердили план развития только двух.

Первая линия, тогда ещё — «Автозаводско — Мещерская» , должна была продлиться до жилого массива у Мещерского озера. Вторая линия носила проектное название  «Сормовско-Нижегородская»и должна была соединить Заречную часть города Горького с Нагорной.

Строительство было невероятно затратным, ведь для того, чтобы осуществить задуманное, пришлось сносить немало домов, переносить дороги и трамвайные пути. Кроме того, 13 июля 1984 года в котловане станции «Московская» обрушились стены. Двое рабочих из студенческой бригады, помогавшей при строительстве метро, погибли. В наше время существует легенда, связанная с этим событием, будто этих рабочих до сих пор можно увидеть в туннеле между станциями Московской и Канавинской: они стремятся устранить неполадки, которые так несправедливо унесли их жизни.

20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошла линия протяжённостью 7,8 км с шестью станциями: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции» и «Пролетарская».

Уже в 1987 году Горьковское метро продлилось от станции «Пролетарская» ещё на 2 станции — «Автозаводскую» и «Комсомольскую». Метро строилось ударными темпами, и спустя 2 года, в 1989 году открылись ещё 2 станции в том же направлении — «Кировская» и «Парк культуры».

Начало 90-ых ознаменовалось началом новых проектов Горьковского метро. Было решено продлить Автозаводско-Нагорную линию до «Юго-Западной» станции, а также продолжить строительство Сормовско-Мещерской линии. Однако до полного распада СССР завершить успели строительство только двух станций: «Куйбышевской» (позже «Канавинской») и «Бурнаковской».

Станции были открыты 20 декабря 1993 года, положив начало Сормовской линии. После переименования Горького в Нижний Новгород начался период длительного застоя в строительстве метрополитена. С горем пополам в 2002 году была открыта еще одна станция Сормовской линии метро – «Буревестник», ранее ее хотели назвать станция «Калининская».

Забавный факт, оказывается, наши нижегородские жетоны метро для оплаты проезда ничем не отличаются от жетонов питерских, но стоят гораздо дешевле. Находчивые россияне запасались нижегородскими жетонами, или же просили друзей пересылать их по почте, что значительно снизило доходы Питерского метрополитена. В начале 2000-ых гг., чтобы избежать подобных случаев, было решено внутри нижегородских жетонов проделывать дырку, что снижало их вес на несколько грамм. Таким образом, мелкие мошенничества были устранены.

Большой дефицит в бюджете Нижнего Новгорода не позволял развивать метрополитен. Он терпел убытки от низкого пассажиропотока, так как станций в «Верхней» части города не существовало. И поэтому нижегородским метро с каждым годом пользовались всё меньше и меньше горожан. Но в 2009 году был построен метромост через Оку. И метростроевцы приступили к строительству новой станции метро «Горьковская».

4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие новой станции в Нагорной части города. Таким образом, оба берега города были соединены между собой, что значительно повысило пассажиропоток.

Однако в наше время, правительство строит огромные планы, касающиеся Нижегородского метрополитена. Ни для кого не секрет, что наше метро слабо развито. Из восьми районов города, оно присутствует лишь в пяти. А так как город очень сильно начал страдать от пробок, в особенности в утренние и вечерние часы, правительство всерьез забеспокоилось.

Очень волнующие перспективы. Как только представишь, что такое возможно где-то внутри живота начинают летать бабочки от радости, что не придется больше стоять в бессмысленных пробках. Остается только надеяться и верить, что эти преобразования произойдут в ближайшее время, и мы успеем насладиться настоящим, Нижегородским метро, во всей его красе.