«Сегодня я многое понял: Что изменилось в «Южном парке» за двадцать лет»

#Мир
7 декабря 2017. 11:33

Сериалу «Южный Парк» в этом году исполнилось 20 лет, по продолжительности он уступает только такому тяжеловесу, как «Симпсоны». За время своего существования проект успел приобрести миллионы фанатов по всему миру, обрасти чередой скандалов и даже судебных процессов, но самое главное — он всегда отвечал главным проблемам и чаяниям, прежде всего американского общества, а затем и мирового. Многие фанаты с горечью восклицают, что юбиляр давно «не торт» и растерял все свои преимущества, превратившись в конвейер. Но, посмотрев новый сезон, мы попробуем убедить вас в обратном.

Краткая экспозиция

В расцвет времени «мультфильмов для взрослых», 13 августа 1997 года, на канале Comedy Central была показана первая серия «Южного Парка», переделанная из пилотного выпуска. Зелёный свет его создатели Трей Паркер и Мэтт Стоун получили благодаря короткометражке «Иисус против Фрости» 1992 года: в ней фигурируют и знакомый стиль, и четыре мальчика, правда, с другими именами, и фраза «Они убили Кенни!», ставшая визитной карточкой сериала. С названием «Дух Рождества. Иисус против Санты» переделанный ролик был выпущен в 1995 году и быстро стал хитом.

Похожее изображение

Стиль рисовки и анимации персонажей взят с аппликации: собственно, первые серии ими и являлись, затем создатели добавили 3D-эффекты, где-то часть серий («Занимайтесь любовью, а не Warcraft’ом», например) сделаны с большим количеством 3D-графики, а в эпизоде «Славные времена с оружием» обыгрывается стиль популярных в то время аниме-боевиков.

Главные герои — четверо восьмилетних мальчиков Эрик, Кайл, Стэн и Кенни — первые пять сезонов играют свои чёткие роли, и сюжеты серий, особенно в сравнении с последними сезонами, камерные и касаются самого городка или просто семейных и школьных будней ребят. Юмор строился в основном на жёстких словах и поступках, совершаемых детьми и воспринимаемых взрослыми как нечто нормальное. Однако потом набирает обороты доведённая до абсурда критика американского быта.

Картинки по запросу Эрик, Кайл, Стэн и Кенни

Огромное количество чёрного юмора, злободневные вопросы и просто издевательство как над известными личностями, так и над потребляющей Америкой вообще быстро нашли свою аудиторию, а один из солирующей четвёрки — явный антигерой Эрик Картман — стал звездой шоу, начисто затмив остальных, и именно на него с каждым сезоном делался всё больший упор.

Общественная реакция — от восторга до ненависти

Остросоциальное, но гораздо более резкое, чем те же «Симпсоны», шоу быстро стало популярным. Цитировать едкие фразы Эрика Картмана или повторять «Они убили Кенни» стало модно, рынок наводнили футболки и рюкзаки с изображением персонажей, а упомянутые в сериале знаменитости (кроме, пожалуй, Барбары Стрейзанд или Тома Круза) либо не реагировали на свои глазастые пародии, либо посмеивались вместе со зрителями.

Фразы персонажей быстро разобрали на цитаты (как знаменитое «Из-за этих гадов мы без работы сидим!», высмеивающее любовь американцев винить других и от души где-нибудь протестовать), да и сами эпизоды часто используются для описания ситуаций (так, про бездарный сценарий можно сказать, что его писали при помощи ламантинов, как писались шутки для поздних и уже пресноватых серий «Гриффинов».

Через своих персонажей авторы высмеивают как стереотипы о личностях, элементах культуры и праздниках, доводя их до полного фарса, так и о целых религиях и нациях. Да что там, каждый житель Южного парка — ходячий стереотип. Из-за этого многие серии в других странах не показываются, в частности, досталось как минимум пяти сериям в России, в основном из-за религии и изображения Владимира Путина: «Кровавая Мэри», «Самопроизвольное возгорание» и «Страсти жидовы» не транслировались по религиозным соображениям. Из эпизода «Освободите Виллзиака» вырезали сцены с участием нашего президента и министров.

Кстати, серии 20 сезона, несмотря на обилие Трампа и, соответственно, упоминания Путина, цензуре не подверглись. Однако после серии «Браслет для аплодисментов» было выдвинуто предложение вообще запретить трансляцию «Южного парка» в России, опять же из-за религиозных и политических тем.

Картинки по запросу путин южный парк

Первые протесты, чуть не приведшие к закрытию шоу, начались после таких же протестов, показанных в сериале — там боролись с канадским шоу Теренса и Филиппа, и каждый раз реальные люди начинали восставать уже против «Южного парка», благо до самоубийств, как в сериале, дело не дошло. Ещё больше шума поднялось из-за того, что в ряде штатов ношение одежды с символикой сериала было запрещено, родительские комитеты бушевали и снова требовали закрытия такого вульгарного и непотребного шоу.

Создателей обвинили в сортирном юморе и использовании огромного количества нецензурных выражений, на что авторы сериала ответили серией, где в углу стоял счётчик таких слов.

А вот имя пророка Мухаммеда и его изображение и в оригинале цензурируются так, что его нельзя ни увидеть, ни услышать, зато можно посмотреть на извинения авторов и отказ телеканала демонстрировать данный отрывок. Кстати, серия была про свободу слова, поэтому даже в безвыходном положении шоу может подтрунивать над собой.

Стал ли сериал хуже?

По мере роста разнообразных шоу для взрослых и изменения ситуации в мире менялся и «Южный Парк». Он отвечал на крупнейшие мировые события (от теракта 11 сентября до ядерных испытаний в Северной Корее) и тенденции в мире — темы глобального потепления, терроризма и многочисленных веяний в культуре потребления сразу же находили своё отражение в сериале.

К 12 сезону сериал стал значительно серьёзнее, вызвав разочарование многих фанатов, особенно хорошо это видно на контрасте с трёхсерийной «Воображляндией» и по увеличению количества шуток, над которыми хочется скорее не смеяться, а задуматься.

Пик такого «взросления» особенно хорошо виден в 15 сезоне, где есть даже мрачные серии вроде «Стар ты стал» или «Бедный ребёнок». Вместо разговоров по домашнему телефону жители городка сначала общаются в интернете с компьютеров, потом с телефонов (заодно отличный повод высмеять «Apple»), а к 21 сезону вовсю пользуются голосовыми помощниками и дронами, крутят спиннеры и протестуют против роботов на производстве.

Меняются и отсылки к известным явлениям культуры — сначала это «Властелин колец», потом «Игра престолов» и бесконечные перезапуски «Звёздных войн», мелькают те же «Симпсоны» (этому посвящена целая серия «Всё это уже было в Симпсонах») и «Гриффины» (обе части «Мультипликационных войн»), «Освободите Вилли», «Пила», «Бойцовский клуб» и многие другие. В последнем, 21 сезоне появляются даже отсылки к популярному сериалу «Mr.Robot».

В начале шоу серии были практически не связаны между собой, кроме нескольких сквозных линий, и завершались пародией на детские передачи «Сегодня я многое понял…», через которые или авторы высказывали своё мнение относительно проблемы в серии, или высмеивали само морализаторство в этих самых детских передачах.

В 19 сезоне наконец появился почти сквозной сюжет, завязанный в основном на ПК-директоре (то есть политкорректном, эта тема и высмеивание излишней толерантности — одна из ключевых в последних сезонах), а в 20-м — на президентских выборах и дальнейшей политической ситуации в стране, а также шумихе вокруг хакеров.

К 20 сезону меняются и сами персонажи. Эрик Картман вдруг предстаёт едва ли не примером для подражания, ПК-директор окончательно встаёт на светлую сторону. В последнем на данный момент 21 сезоне персонажи хоть и предстают в привычных амплуа, но шутят гораздо изощрённее, в целом больше поднимаются глобальные проблемы, да и сюжет не развивается изолированно в городке Южный парк, как в первых сезонах. Действительно, количество шуток уменьшилось, но зато у каждой истории появился подтекст, авторский комментарий к проблеме.

Если первые сезоны лёгкие и подходят для вечернего просмотра после тяжёлого дня, то последние заставляют рассуждать и больше поражаться сюжетным поворотам, нежели шуткам. Очередной сезон подошел к завершению. Чем нас удивят Паркер и Стоун дальше? Остается только гадать. А всем недовольным мы рекомендуем отыскать и попробовать вспомянашку и предаться ностальгии.

АННА ГРЕБЕННИКОВА

комментарии