Современная драматургия в Нижнем Новгороде: как её понять, почему стоит посмотреть и как после этого жить

#Люди
3 мая 2018. 20:10

В Нижнем поставили «Кодекс курильщика», один из спектаклей-победителей «Режиссерской лаборатории школы-студии МХАТ в ЦТМ». О сегодняшнем театре и его зрителе рассказывает актёр спектакля Игорь Николаевич Авров.

Фото Ксения Канке

 

«Кодекс курильщика» — карнавальный триллер К. Стешика о жестокой прозе обыденной реальности и её «отмороженных» обитателях. Это тот случай, когда страшное, неприятно шокирующее отражение общества и его теневой стороны неожиданно становится рецептом глубокой жизнеутверждающей постановки.

Это история о насилии в семье, на улице, на этажах типовых построек. Она о людях, в чьём «кодексе» всего пара правил и для кого нет никаких нравственных устоев.

«Кодекс курильщика» вошёл в репертуар Центра Театрального Мастерства как победитель прошлогодней лаборатории ЦТМ, где работали пять учеников известного в России московского режиссёра.

О «Курильщике» и современной драматургии

«Современная драматургия — это скорее не сюжет, а тема»

Автор «Курильщика», режиссер Константин Стешик — из Беларуси. И он писал свою пьесу о людях из тех мест. Во время прочтения в Нижнем оказалось, что такая же история произошла в Арзамасе, поэтому, я думаю, эта пьеса о сегодняшнем дне, о том, что есть, причем есть везде. Об этом сюжет «Курильщика». Поэтому мы об этом говорим.

Я понимаю, что те, кто находится в зале, очень часто просто далеки от того, что видят на сцене. Но мы все люди, мы из одного теста. Мы сострадающие существа. Мы должны сопереживать другим людям. И если это не войдёт в нас, тогда беда.

Но ведь смотрите, сколько было сочувствующих событиям в Кемерово, когда погибли люди. То же самое здесь, театр — это тоже что-то сострадающее. И мы должны эту боль донести до зрителя, чтобы он не просто испытывал эмоции, но понял, почему так. Поэтому надо отвечать себе на вопрос: «а почему мне это показали?». Болит, болит, а ведь боль — это театр.

О работе над спектаклем

Важно ещё и то, что мы приходим в театр не только чтобы следить за сюжетом, оценивать актёрскую игру, постановку в целом. Дело ведь ещё в идее автора. Автор, который написал текст той или иной пьесы, уже выразил своё отношение. Задача режиссера — попытаться это вскрыть.

Я видел, что Иван Комаров, режиссер нашего спектакля, который очень любит пьесы Стешика, знает его «код». С помощью приёмов, которые есть в «Курильщике», он показывает и проблему, и автора, и наше современное общество.

«И не надо закрывать глаза. Это есть.
Пусть не буквально, не так, как в спектакле, но это есть везде»

Я считаю, это сногсшибательный проект. Это так мобилизует, держит актера в постоянном тонусе. Артист должен всегда быть готов. И это классно, за пять дней выучить текст, да ещё понять замысел режиссера. И потом произвести впечатление на зрителя — это кайф, это было замечательное время. И спасибо за это Ивану, который утвердил меня на роль.

О Центре Театрального Мастерства и амбициях

На каждом обсуждении я благодарил ЦТМ, его руководителей — Евгения Пыхтина и Александра Сучкова. Они действительно молодцы. На мой взгляд, важно понимать, что для создания стоящего спектакля и актёр, и режиссер, и директор — все должны быть заряжены общей «амбицией». Мне кажется, и у Евгения Пыхтина, и Александра Сучкова есть этот «огонь» в глазах, когда они занимаются театром. Я считаю, что ребята делают очень правильное дело. Они хотят разнообразить театральную жизнь Нижнего Новгорода и всей страны.

«Актёр, как и в целом, театр, не должен быть чёрствым, закостенелым — он должен быть в градусе, в центре событий, которые происходят в стране, в городе. В том числе и потому, что иначе не поверят. Зритель, который приходит в зал, не поверит».

Об эмоциях и смыслах

Мне очень нравятся моменты, когда я вижу округлённые глаза в зале.
Зритель ещё не сформулировал своё понимание постановки, но я вижу эмоции. Сначала — эмоции. Человек должен принять их, а потом он пойдёт работать над собой.

Если зрителя зацепило, то он будет думать: «что же меня зацепило?». То же самое происходило и со мной, когда я прочитал эту пьесу. Я не понимал, о чем речь, не понимал, что там происходит, во время работы у меня был «взрыв мозга». Но, чёрт возьми, это безумно интересно.

В вопросе о темах и идеях спектакля меня всегда больше интересует мнение зрителей. А что они думают по поводу увиденного? Мне кажется, это и будет ответом. То есть, то, что ты увидел — это и есть истина, это то, что ты принял.

«Я всё время думаю о том, что как-то нас не так воспитали — мы всё время боимся ошибиться, мы всё время боимся высказать своё мнение, а ответы — внутри»

Не надо спрашивать актёров и режиссеров, что они хотели сказать. Ответы, истина — внутри тебя. Это главное. Наверное, самое главное.

АРТЁМ ЭСАУЛОВ

ФОТО ИЗ АРХИВА ЦТМ

комментарии