«Форма воды» — вторичная сказка или лучший фильм 2017?

#Мир
19 февраля 2018. 13:22

Совсем недавно американская академия кинематографических искусств и наук огласила претендентов на премию «Оскар» 2018 года. Внушительное количество номинаций (в 13 категориях) получила новая лента Гильермо Дель Торо, которой прочат звание лучшего фильма ушедшего года. Почему же критикам так понравилась «Форма воды» и действительно ли она заслуживает все потенциальные награды? Давайте разбираться.

Человек-амфибия, русские шпионы и история о любви — взболтать, но не смешивать

Действие фильма разворачивается в 60-х годах прошлого века, когда «Холодная война» начинала набирать  обороты. Американские спецслужбы любыми способами пытаются опередить Россию в военной и космической гонке. Поспособствовать этому может найденный где-то в Южной Америке получеловек — полуамфибия, которого доставляют в секретную лабораторию. Там простой уборщицей работает скромная главная героиня — Элиза. Хоть она и нема с рождения, это не мешает ей по счастливой случайности познакомиться с подопытным объектом, которого истязают и держат на цепи, словно дикое животное. Со временем мих отношения набирают силу, и именно в этот момент Элиза понимает, что она должна спасти человека-амфибию несмотря ни на что.

Описание фильма похоже на задел незатейливой сказки, не находите? У нас есть одинокая «принцесса». В её жизни появляется «принц», который находится в заточении. Они влюбляются и решаются на дерзкий побег из логова злодея (в лице Майкла Шэннона). Немного грубовато, но на самом деле такой пересказ не так уж далек от реальности. Добавьте русских шпионов, друзей-неудачников главной героини, харизматичного антагониста и получится «Форма воды». Другого от Гильермо Дель Торо не нужно было ждать, ведь он всю жизнь снимает подобные сказки, только совсем не для детей, а для взрослых.

«Лабиринт Фавна», «Хеллбой», «Багровый пик» — все это гротескные творения мексиканского режиссера, который любит такой жанр. Хоть его фильмы нельзя назвать идеальными («Багровый пик» очень долго «раскачивается», а «Лабиринт Фавна» временами уж очень тяжел даже для окрепших умов), но они цепляют своей чудной атмосферой, безупречным визуальным стилем и полетом мысли режиссера. И вот на свет появляется «Форма воды», которую без зазрения совести можно назвать лучшим творением Гильермо Дель Торо во всей его насыщенной карьере.

Новый подход к старой истории

Все эти годы он оттачивал свое мастерство, искал себя в режиссуре, всегда стремился попробовать что-то новое и интересное, не стеснялся экспериментировать как с жанром, так и с подачей фильма. И в своей новой картине он нашел идеальную формулу фильма для себя и для зрителя. «Форма воды» — это во всех смыслах отличная история, которая захватывает тебя в начале и не отпускает до самого конца, как и подобает хорошо написанной сказке. Здесь нет каких-либо провисаний в сюжете или топтания на месте (в отличие от того же «Багрового пика»). И это не только заслуга Дель Торо — сценариста, но и Дель Торо — постановщика.

Каждая сцена фильма, начиная с открывающих кадров и заканчивая развязкой, имеет свой смысл и существует не просто так. Уделяя очень большое внимание малейшим деталям и полутонам, Гильермо Дель Торо выстраивает повествование таким образом, что никто из главных и второстепенных персонажей не остается обделенным чувствами и мотивацией, соответствующей им и их героям.

Главную героиню в исполнении Салли Хоукинс хочется отметить отдельно, потому что играть немого персонажа гораздо сложнее, чем говорящего, ведь через диалог или монолог можно передать просто огромнейший спектр эмоций. Но когда за весь фильм персонаж не произносит ни слова, приходится играть только лицом, глазами и жестами. И она справилась со своей ролью просто блестяще.

Однако «Форма воды» не была бы фильмом Гильермо Дель Торо без определенной  атмосферы и впечатляющего визуального стиля, которые являлись отличительной чертой его предыдущих работ. Здесь все эти аспекты выражаются в более сдержанной манере, чем в том же «Лабиритне Фавна» или «Хеллбое», но и сам фильм гораздо куда ближе к реальности, чем предшественники. Все же единственное фантастическое существо здесь —  человек-амфибия. Однако это не мешает автору создать неповторимую атмосферу сказки, без которой не обходится ни один его фильм. Здесь стоит отдать должное оператору Дэну Лаутсену и композитору Александру Депла, ведь с помощью по-настоящему изумительной музыки и операторских хитростей режиссер создает одну неординарную сцену за другой (вступительные титры заслуживают отдельного внимания и похвалы). Можно смело сказать, что номинации за лучший саундтрек и операторскую работу были получены не просто так.

Не лучший, но один из лучших

Так что же мы в итоге получили от нового фильма Гильермо Дель Торо? В первую очередь — это превосходная история о любви «несмотря ни на что», которая пройдет сквозь поколения и будет принята на ура как сегодня, так и через несколько десятилетий. Во-вторых — этот фильм показывает полноценное становление режиссера, к которому Торо шел на протяжении долгих лет. Он тяжело работал, снимал так, как ему хотелось снимать, находил себя и в итоге подарил нам замечательную «Форму воды». При желании, в ней можно найти, к чему придраться. Кто-то может посчитать историю слишком уж простой и вторичной. И с этим можно согласиться, ведь сюжет о «красавице и чудовище» действительно далеко не нов. Но этого делать совершенно не хочется, потому что когда на экране начинают появляться финальные титры, есть лишь желание пожать руку режиссеру за мастерство и вкусную подачу простой истории.

«Форма воды» — это, безусловно, лучший фильм Гильермо Дель Торо за всю его карьеру. Он заслуживает всех своих номинаций и тех статуэток, которые уже смог завоевать. Однако нельзя с совершенной уверенностью сказать, что это лучший фильм ушедшего года. Один из лучших — так будет правильнее.

ИВАН СКОРНЯКОВ

 

комментарии